Соседям России нужно опасаться не столько прямой военной агрессии Москвы, сколько «орбанизации» своих государств, считает Альфред Кох. Об этом российский общественный деятель, экс-вице-премьер правительства РФ, участвующий в работе Форума свободной России, который в эти дни проходит в Вильнюсе, заявил в интервью изданию DELFI.
Оценивая обеспокоенность стран Балтии в отношении российской агрессии, А. Кох назвал ее «очень невысокой». Гораздо большую опасность – и не только для Эстонии, Латвии и Литвы, но и других стран Европы – представляет ползучее превращение их самих в подобие путинского режима, такая себе «орбанизация» (по имени Виктора Орбана – премьер-министра Венгрии, которого относят к «друзьям Путина» – Ред.). Этот процесс набрал силу в Венгрии и сейчас разворачивается в Польше. Без какой-либо агрессии со стороны России они превращаются в квази-Россию. На вооружение берутся путинские методы подавления свободы и демократии – подмять пою себя парламент, задушить независимые и оппозиционные СМИ, сделать карманными суды, разобщить и развеять любую оппозицию авторитарному режиму.
Сегодня Путин во внутренней политике использует лишь точечное насилие, а авторитаризм его режима замаскирован под некий социальный договор с россиянами – мол, мы обеспечиваем вам пристойную жизнь, а вы не вмешиваетесь в государственные дела. Но путинский режим устойчив только до того времени, пока есть деньги. Как только деньги становятся дефицитом, происходит нарушение социального договора с населением, система становится неустойчивой. Поэтому следующим шагом Кремля будет переход от точечного к тотальному насилию, что в конце концов приводит к Северной Корее.
А. Кох не верит в «коллективного Путина». Режим нынешнего хозяина Кремля достаточно персоналистский, и без него повторить эту модель просто невозможно. Не исключено, что после ухода Путина в России образуется коллективное руководство его умеренных последователей, как это было в СССР после смерти Сталина. Но рассчитывать на добровольный или естественный уход Путина из Кремля не стоит, считает политик и напоминает, что родители ВВП умерли почти в 90-летнем возрасте.