Ситуацию, которая сложилась на территории современного Донбасса, можно уверенно назвать неопределенной. Журналист Нолан Петерсон констатирует возможное развитие на Донбассе противостояния по югославскому сценарию. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Новое время».
Своими впечатлениями от посещения Донбасса поделился Нолан Петерсон, международный корреспондент, работающий в издании The Daily Signal. В прошлом теперешний журналист служил в американской авиации, он является ветераном войны в Ираке и Афганистане. Петерсон утверждает, что война, которая длится на протяжении без малого 2 лет, успела превратить в руины значительную часть Донбасса. На данном этапе боевые действия идут странным образом – перспектива мира наблюдается, но до реализации ее очень далеко.
В сентябре прошлого года стороны конфликта в очередной раз подтвердили собственную подверженность мирному разрешению противостояния. По сравнению с интенсивностью обстрелов осенью 2014 года и первых месяцев прошлого года, теперешнее время можно уверенно назвать затишьем. Однако эту ситуацию вряд ли можно считать завершением войны. Журналист сообщает, что он посещал позиции украинских силовиков на передовой и в тылу на протяжении временного промежутка с 27 февраля по 3 марта.
В тылу журналист побывал в эшелоне, который тянется от самой южной точки фронта возле Мариуполя и до города Счастье, размещенного невдалеке от подконтрольного сепаратистам Луганска. Позиции возле Счастья являются самой северной точкой границы войны. Петерсон информирует, что украинцы на позициях окопались и к войне подготовились.
Ежедневные атаки комбинированными российско-сепаратистскими силами фиксируются на точках, размещенных возле Донецка, в процессе атак против украинских военных применяется артиллерия, минометы, танки, стрелковое оружие. На позициях возле Карловки украинские военные рассказали журналисту, что перемирия как такового не существует, поскольку ежедневно силовики поддаются ударам с применением артиллерии.
Самой южной точкой на линии фронта является Приморский поселок Широкино. В феврале 2015 года началась окопная артиллерийская битва между украинцами и террористами за этот населенный пункт. В результате в июле поселок был взят под контроль украинскими силовиками, но в полностью разрушенном населенном пункте мирное население больше не живет.
С севера крайней точкой линии фронта является окраина Луганска, она размещается приблизительно на расстоянии в 200 километров от Широкино. На этом участке война ведется преимущественно в формате снайперских обстрелов. Подразделения украинских силовиков среди прочего занимаются поиском групп боевиков, которые проникают через линию фронта, чтобы устанавливать самодельные взрывные механизмы и устраивать украинцам засады. Противоборство между украинцами и боевиками в этом регионе напоминает игру в кошки-мышки. Военные на позициях возле Луганска признаются, что сами не знают, как понимать происходящее вокруг – как войну или мир.
Конфликт в стадии заморозки.
Звуки артиллерии слышны невдалеке от поселка Карловка, военнослужащие узнают артиллерию, минометы и стрелковое оружие. Военнослужащие на позиции канонады прекрасно слышат, но относятся к звукам обстрелов спокойно, пока ситуация не заставляет действовать. При активизации обстрелов внимание солдатов привлекается, время от времени кто-то из них подходит к окну и смотрит в сторону холмов, откуда звучат обстрелы. Однако неспешное наблюдение за ситуацией происходит в расслабленном режиме – солдаты играют с собакой, которую приютило подразделение, готовятся к предстоящей обеденной трапезе.
Противостояние продолжается в вялотекущей форме. Солдаты рассказывают журналисту, что украинские позиции подаются атакам со стороны боевиков ежедневно. Террористы используют минометы калибра 120 и 82 миллиметра, снайперский огонь стрелковое оружие. Периодично используется боевиками артиллерия большого калибра, а также установки залпового огня «Град». Военнослужащие, которые удерживают позиции возле населенного пункта Пески в пригороде Донецка, рассказывают, что их позиции постоянно обстреливают из танков.
Пообщался американский журналист с бойцами из 93 бригады, которые находятся в зоне вооруженного противостояния около полутора года. Перестрелкам большого значения бойцы не придают, к звукам близких боестолкновений они относятся спокойно. Поскольку каждый из бойцов хорошо помнит бои намного большей напряженности, теперешнюю ситуацию они называют спокойной.
Бойцы бригады сообщают, что находятся на Донбассе уже довольно длительное время, поэтому успели порядком подустать. Тем не менее больших надежд снижение интенсивности обстрелов бойцам не внушает, многие силовики опасаются, что противостояние будет продолжаться по югославскому сценарию, где перестрелки затянулись на многие года.
Немало досаждают силовикам условия подписанного в Минске договора, который запрещает использовать адекватное вооружение для ответа на обстрелы. К примеру, в ответ на атаку с применением артиллерии и минометов солдаты могут использовать только пулеметы, что нельзя назвать нормальными условиями.