«Мемориал», который является достаточно известным правозащитным центром, недавно потребовал немедленно выпустить на свободу всех тех людей, которые были арестованы по «делу 26 февраля», а также прекратить ведение дел относительно массовых беспорядков, которые проходили неподалеку от здания Верховного Совета Автономной Республики Крым (АРК). «Кроме этого, «Мемориал» также признал Ахтема Чийгоза, Али Асанова и Мустафу Дегерменджи, которые в настоящее время содержатся под стражей в связи с вышеуказанным процессом, политическими заключенными», - пишет издание «Голос Америки».
Эксперты раздела «Новости Мира» журнала для деловых людей «Биржевой лидер» считают нужным напомнить, что в 2014 году, а именно 26 февраля, у здания Верховного Совета в Симферополе произошли массовые столкновения между участниками проукраинского и пророссийского митингов. Тогда официальные представители крымскотатарского Меджлиса высказывались против того, чтобы Крымский полуостров стал частью Российской Федерации. Между участниками данных акций протеста драки вспыхивали неоднократно. Иногда даже в ход шли древки от флагов газовые баллончики, ножки от стульев и многое другое. Именно такого мнения придерживаются в правозащитном центре.
В результате произошедших столкновений погибли два человека, а травмы различной степени тяжести получили около трех десятков митингующих с обеих сторон. Далее правительство Российской Федерации стало инициатором разбирательства по данному делу, причем невзирая на тот факт, что оно произошло еще до аннексии Крымского полуострова. Следствие назвало события «массовыми беспорядками».
В заявлении «Мемориала» указывается, что «политический мотив становится очевидным, в особенности если принимать во внимание тот факт, что преследованию подверглись только представители крымскотатарского Меджлиса, которые выступили в поддержку «Евромайдана», учитывая, что насилие применялось с обеих противоборствующих сторон, причем примерно в равной степени».
Теперь Ахтему Чийгозе, заместителю главы Меджлиса, грозит 8-15 лет тюремного заключения. Между прочим, согласно Женевской конвенции от 1949 года, «оккупирующее государство не имеет права подвергать аресту, а также преследованию либо же поддавать осуждению покровительствуемых лиц за действия или мнения, которые были совершены или высказаны до наступления момента оккупации либо в период временного ее прекращения, за исключением случаев нарушений законов и обычаев войны».
Юлия Горбунова, эксперт и исследователь по Украине международной правозащитной организации Human Rights Watch (HRW), считает крымские итоги последних двух лет в правозащитной сфере достаточно неутешительными. Она убеждена в том, что, начиная с 2014 года, на территории Крымского полуострова значительно увеличилось количество нарушений прав человека. «Вскоре после аннексии Крымского полуострова правительство Российской Федерации начало последовательно закручивать гайки, а также оказывать значительно давление практически на всех, кто тем или иным способом высказывал свое несогласие с действиями местного руководства или выступал с критикой политики России, проводимой на полуострове», - констатировала она.
Также, отмечает эксперт, проходило массовое нарушение прав человека в отношении представителей крымскотатарского народа. Так, к примеру, им было запрещено устраивать массовые собрания в тот день, когда эти люди привыкли отмечать годовщину своей массовой депортации. Более того, в настоящее время суд рассматривает иск Натальи Поклонской, не понятно откуда взявшегося нового прокурора Крыма о том, чтобы на полуострове деятельность меджлиса была и вовсе запрещена. Юлия Горбунова убеждена в том, что подобные действия не только полностью незаконны, но еще и существенно нарушают права человека, а также не основаны ни на каких конкретных фактах, зная которые можно было бы задуматься над целесообразностью подобных действий.
В свою очередь, Лев Пономарев, директор движения «За права человека», также заявляет о том, что ныне Крым является территорией, где права человека нарушаются постоянно. Он также замечает, что до аннексии в данных вопросах дела в Крыму обстояли значительно лучше. Более того, по его мнению, тогда крымские татары обладали точно такими же правами, как и остальные люди, проживавшие на территории Крымского полуострова. Зато теперь дела обстоят абсолютно по-другому. «Однако когда в Крым пришли непрошеные российские войска, все национальные проблемы только удвоились, вместо того, чтобы стать предметом более тщательного разбирательства. Более того, наспех приняты некоторые достаточно топорные решения. Например, у меджлиса отобрали здание, а его руководителям теперь запрещен въезд на территорию Крымского полуострова и так далее. Как всегда, при этом используются методы раскола сообщества внутри крымскотатарского народа и его элиты», - говорит эксперт.
В связи с этим нет ничего удивительного, что в последнее время Крымский полуостров многие эксперты начали называть новой горячей точкой на карте Российской Федерации.