Ныне действующему министру энергетики Российского государства А. Новаку так и не удалось убедить своего известного иранского коллегу поскорее присоединиться к существующей договоренности о полноценной заморозке добычи. "Но она в наше время может действовать и без участия официального Ирана, утверждает господин Новак", - информируют специалисты издания "Биржевой лидер".
Почему нет точки соприкосновения между Москвой и Тегераном?
"Современный Иран может наращивать личную добычу нефти в рамках специальных договоренностей наиболее крупных производителей, которые являются направленными на стабилизацию данного рынка", - заявил господин Новак по итогам проведенных в Тегеране переговоров с Бижаном Н. Зангане, министром нефти Ирана. Об этом сообщают российские СМИ, ссылаясь на иранское информагентство Shana.
"Самые крупные производители сырой нефти должны непременно друг с другом координироваться. Однако по причине того, что Иран сократил добычу во время действующих санкций, мы в полной мере понимаем желание Ирана нарастить добычу и восстановить утерянную личную долю на всем мировом рынке", — рассказал действующий российский министр.
Еще в середине февраля текущего года Россия и три государства-члена ОПЕК — Венесуэла, Саудовская Аравия, а также Катар — договорились всецело заморозить добычу "черного золота" на уровне января, если к такому соглашению присоединятся иные крупные экспортеры. Немного позднее господин Новак заявил, что к данному соглашению присоединиться готовы еще 15 стран-производителей сырой нефти, на которых в мире приходится примерно 73% экспорта нефти. "Выполнение такого рода договоренностей позволит снизить перепроизводство "черного золота" в мире на 1,3 миллиона баррелей в сутки (при перепроизводстве, что, по оценкам ОПЕК, составляет около 1,8 миллиона баррелей в сутки)", - говорил он.
Но Тегеран, один из наиболее крупных производителей среди нынешних стран ОПЕК, категорически отказывался присоединяться к действующему соглашению: сами международные санкции в отношении данной Исламской Республики сняты были только с начала текущего года, и она имеет намерения восстановить ранее утраченные позиции на рынке. На сегодняшний день Иран экспортирует более 1,4 миллиона баррелей в сутки и в течение следующих трех месяцев планирует этот показатель довести до 2 миллионов баррелей.
Больше того, источники издания Reuters сообщили, что по причине крайне жесткой позиции Ирана встреча, на которой закреплена должна быть договоренность о заморозке добычи, вовсе может не состояться, и сама данная договоренность пребывает под угрозой. "Новак в понедельник поехал в Тегеран, как раз чтобы иранских коллег переубедить", - рассказывал источник в министерстве именно накануне его поездки.
"В рамках деятельности крупнейших производителей сырой нефти (ОПЕК, а также не ОПЕК) Тегеран может иметь путь по наращиванию собственной добычи", — сказал Новак по результатам встречи. При этом он успел добавить, что соглашение о заморозке добычи и без Ирана может работать. "Позиция российской стороны о возвращении Ирана и полноценного восстановлении стабильности на всем рынке нефти была обнадеживающей и достаточно позитивной", — рассказал Зангане в ответ на озвученное заявление российского коллеги, как передают информагентства.
Вместе с тем цены на сырую нефть никоим образом не отреагировали на заявления со стороны российского министра, продолжив в понедельник и дальше снижаться. По информданным на 17:40 МСК, марка Brent на ICE стоила около 39,16 доллара, что является на 3,14% меньше, нежели в пятницу.
"Изначально у Новака не было должных шансов договориться с Тегераном — позиция этого государства заранее была понятна", - говорит нынешний партнер консалтинговой корпорации RusEnergy М. Крутихин: Иран желает восстановить собственные досанкционные объемы экспортируемой нефти. Добычу они не обещали замораживать и это везде декларировали. "Повлиять на саму перспективу переговоров о полноценной заморозке добычи уже в марте или апреле это никак не может, потому что вообще никаких договоренностей между наиболее крупными производителями сырой нефти еще не достигнуто", - успел добавить он.
"Впрочем, позднее Новак официально успел заявить, что целью его визита никак не было переубедить Иран в острой необходимости "заморозить" добычу нефти", - передают СМИ. "Мы обсуждали разные вопросы развития нашего двустороннего сотрудничества в области газа и нефти, поставок оборудования, именно своповых поставок сырой нефти и газа и целый ряд вопросов, и тот интерес, который представлен у наших и многих иранских компаний", — добавил он.
После проведенной встречи с сопредседателем нынешней российско-иранской межправкомиссии М. Ваэзи Новак (также сопредседатель данной комиссии) заявил, что Москва Тегерану может предоставить кредит под некие инфраструктурные проекты на около 2,5 млрд. долларов. Окончательное же решение о сумме кредита и самих условиях еще согласовываются. "Все профильные компании успели подтвердить, что в самые ближайшие дни могут быть подписаны контракты на строительство тепловой электростанции, а также на электрификацию железной дороги", — рассказал министр. Еще прошлой осенью Россия обсуждала саму возможность предоставления республике Иран двух кредитов, соответственно, на 5 млрд. долларов и 2,2 млрд. долларов.