Решение о выводе российских войск из Сирии заставляет экспертов и специалистов разного профиля подводить некоторые итоги операции, длившейся около полугода. Вадим Лукашевич утверждает, что высокая эффективность российской авиации в Ближневосточном регионе является вопросом как минимум спорным. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Росбалт».
На первый взгляд совершенно нелогичным выглядит решение Москвы о выводе российских воздушно-космических сил из Сирии. Тем более трудно найти объяснение этому решению, учитывая информацию в прессе об «успешных» бомбардировках российской авиации. Независимый эксперт, специалист по вопросам авиации Вадим Лукашевич констатирует, что политическая мотивация в принятии этого решения Москвы также отсутствует.
Очевидным фактом называет эксперт то, что российские войска изначально при переброске в Сирию не планировалось применять для борьбы с террористами из запрещенной в России группировки ИГИЛ. Единственной целью являлось только спасение режима сирийского президента Башара Асада. Работу в Сирии российская авиация начала 30 сентября, когда воинские подразделения оппозиционеров находились на расстоянии 8 километров от резиденции главы сирийского государства.
По состоянию на данное время позиции правительственных сил несколько укрепились. Стороны гражданского конфликта смогли достичь перемирия, которое боевиками-исламистами не соблюдается. Вполне логичным сценарием для такой ситуации является продолжение авиационных обстрелов исключительно по позициям ИГИЛ. Вместо этого Москва принимает решение о выводе подразделений из Сирии.
А были ли успешные бомбардировки?
Также Лукашевич утверждает, что успехи российской авиации в Сирии являются довольно сомнительными. Приблизительное количество террористов, устраненных в результате обстрелов российской авиации, составляет 2 тысячи человек. Примечательно, что общее количество боевых вылетов самолетов составляет около 9 тысяч. Сопоставление показателей демонстрирует, что эффективность работы российских авиаторов является крайне низкой.
Несложные арифметические подсчеты показывают, что для устранения одного террориста российским летчикам требуется совершить 4 или 5 боевых вылетов. В конечном итоге за несколько лет уничтожить исламистов не смогла не только коалиция в составе европейских стран, но и российская авиация. ИГИЛ продолжает свое существование приблизительно в том же состоянии, в котором группировка находилась в момент ввода в Сирию российских военных. Лукашевич подчеркивает, что если российская авиация находилась в Сирии исключительно для уничтожения террористов, то эту миссию можно считать полностью проваленной.
Кроме того, обратил внимание эксперт на существование еще одной версии, которая объясняет неожиданный уход российской авиации из Ближневосточного региона. Некоторые источники утверждают, что Саудовская Аравия наконец-то поставила сирийским оппозиционерам переносные зенитно-ракетные комплексы, о которых противники Асада просили уже давно. Наличием у повстанцев такого вида оружия можно объяснить, в частности, уничтожение сирийского самолета Миг-21, произошедшее на днях (оппозиционеры утверждают, что уничтожили российский самолет Су-34).
Во избежание возможных катастроф.
Появление на вооружении повстанцев зенитно-ракетных комплексов российские силовики трактовали в единственно правильном ключе – как потенциальную угрозу увеличения количества катастроф в геометрической прогрессии. Кроме того, польза от применения авиации в таких условиях находится где-то около нулевой отметки. Поэтому ночью прекращаются полеты, после чего принимается решение о выводе российских войск.
Происходят вышеописанные действия на фоне победных реляций об устранении террористической угрозы и без предварительного согласования с Вашингтоном. Несомненно, теперешнее перемирие в Сирии, среди прочих, контролируется также российскими силовиками. Однако гипотетическое нарушение этого перемирия уже завтра не предусматривает эффективных механизмов для восстановления стабильности. При отсутствии авиации контроль над соблюдением режима тишины является задачей, как минимум трудной для реализации.
Важным моментом называют Лукашевич происходящее в информационном пространстве. Вывод российских военных из Сирии совпадает по времени с ростом напряженности в ситуации на Донбассе. Поэтому федеральные телеканалы и другая пресса плавно переключаются с Ближневосточного региона обратно на украинскую тему.
По мнению Лукашевича, теперешние события в Сирии сильно напоминают происходящее ранее в Афганистане, где россияне также «всех победили», но сразу же после выхода военных в регионе началась мясорубка. Аналогично в качестве абсурдной гипотезы можно представить себе, что на следующий день после занятия Берлина советские войска уходят обратно домой.
В любом случае, по утверждению эксперта, бегство в обратном направлении после победы является как минимум странным в случае, если победитель не оставил на месте подтверждения своего выигрыша в виде военной силы. Тем не менее российская власть уверена, что всех поставленных целей удалось достичь, поэтому оставлять регион противостояния авиация имеет полное право.