Недавно Организация Объединенных Наций опубликовала доклад, из которого стало известно, что японская манга была включена в список разновидностей порнографии, в которой, к тому же, применяется насилие. В Японии такое решение ООН вызвало достаточно бурные дебаты.
Юко Като, корреспонденту издания «Би-би-си», удалось встретиться с Кейко Такэмия, одной из ведущих художников этого жанра, которая, кстати, считается зачинательницей сексуально откровенных японских комиксов. Кейко Такэмия в 1976 году, когда ей только исполнилось 26 лет, приступила к работе по рисованию целой серии комиксов, которые впоследствии стали настоящим поворотным моментом во всей истории японской манги.
Серия ее картин, название которой в переводе на русский язык звучит как «Поэма о ветре и деревьях», начинается со сцены, в которой изображены два обнаженных подростка мужского пола во французской школе-пансионе XIX века. Глядя на картину, можно увидеть, что лежат они друг на друге в позе, которая закономерна после окончания полового акта. Главными героями в этой серии являются подростки, которые недавно появились на учебе в данной школе.
Одного из них бросили родители, а дядя взял его под свою опеку. В прошлом мальчик был изнасилован, в том числе и родственниками. Благодаря этому в пансионате он стал некой сексуальной игрушкой для старшеклассников. После этого он встречается с темнокожим сыном аристократа по имени Серж, который, в свою очередь, стал жертвой расовой нетерпимости.
Эксперты раздела «Новости Мира» журнала для деловых людей «Биржевой лидер» считают нужным отметить, что данная серия комиксов была опубликована в одном из еженедельных выпусков манги для девочек, в связи с чем нарушила практически все как мыслимые, так и немыслимые законы этого жанра. Дело в том, что до 1970-х годов в основном манга для девочек была посвящена жизни самых обыкновенных подростков, которые пытались найти себе друга. Тем более что изображение поцелуя мужчины и женщины в те времена считалось практически непристойным. А если художнику все-таки хотелось изобразить что-то более откровенное, он всего лишь рисовал голые руки поверх простыни. Сексуальное желание девушки демонстрировалось ее густым румянцем.
Кейко Такэмия оказалась одной из группы тех художниц, которым удалось превратить мангу в самое настоящее искусство. На ее творчество оказали значительное влияние произведения Германа Гессе, Брэма Стокера, Дюма и Достоевского, поднимающие вечные вопросы любви, ненависти, жизни и смерти.
Журналист задал Кейко вопрос, как же ей все-таки удалось уговорить редакторов опубликовать картины их вышеуказанной серии. Как оказалось, у художницы на это ушло несколько лет жизни. Ей даже пришлось убеждать своих редакторов в том, что она пользуется столь большой популярностью среди подростков, что редакция может пойти на риск. Следует отметить, что в ее картинах описывалась не только любовь между подростками одного пола, но и присутствовали сцены инцеста и изнасилования. Кейко Такэмия отмечает, что ей удалось открыть в японских комиксах тему секса, причем настолько широко, что теперь Организация Объединенных Наций беспокоится относительно влияния, которое манга может оказать на психическое состояние детей и женщин.
Кстати, правительство Японии в 2004 году пересматривало закон, который запрещает собой детскую порнографию и проституцию. Некоторые из законодателей требовали включить в список запрещенных видов искусства и вымышленные детские персонажи. В результате это также вызвало бурные дебаты. Через шесть лет власти предприняли еще одну такую же попытку, тем не менее сама Кейко, которая на то время занимала должность декана факультета манга в киотском университете Сейка, выступила по данному поводу с резким протестом, назвав это попыткой ограничения свободы слова. Несмотря на то что данный запрет так и не был принят, дебаты относительно его целесообразности продолжаются до сих пор.
Одни выступают против сексуального насилия в комиксах, поскольку убеждены, что это сможет оградить уязвимые слои населения, так как подобная манга, по их мнению, подталкивает людей к совершению преступлений. Другие же убеждены, что государство не должно так рьяно контролировать свободу самовыражения и слова. По их словам, нет никаких статистических доказательств, указывающих на связь между сексом в манге и преступностью. Они также убеждены, что запрет на демонстрацию гениталий в литературе и комиксах является достаточным для манги.
В марте Mод де Бур-Букуиккио, специальный докладчик ООН по проблемам торговли детьми, детской проституции и детской порнографии, представила Совету Организации Объединенных Наций по правам человека отчет, в котором содержится цитата из доклада Государственного департамента Соединенных Штатов Америки о том, что Япония на самом деле является «одним из основных производителей изображений сексуальной эксплуатации виртуальных детей». Тут, кстати, мнения экспертов разделились напополам. Одни считают порнографией даже невинные рисунки для детей, на которых хоть немного присутствует намек на сексуальность. Другие же убеждены в том, что нарисованная картина не может считаться порнографией.