Впечатлениями от изменений, произошедших за 2 года после аннексии Крыма, поделился Валерий Балаян. Он констатирует страх и обнищание населения полуострова. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для трейдеров «Биржевой лидер» со ссылкой на «Радио Свобода».
Известный режиссер-документалист Валерий Балаян наблюдает за ситуацией в Крыму на протяжении длительного времени, начав исследовать настроения на полуострове еще до проведения «референдума». В рамках интервью он рассказал о том, какие ощущения вызывает теперешняя ситуация на полуострове, когда местное население получило возможность узнать о настоящих последствиях «крымской весны».
Режиссер утверждает, что общее впечатление от ситуации в Крыму довольно печальное. В первую очередь непривычным элементом поездки на полуостров является контрольно-пропускной режим на границе между Крымом и материковой Украиной. На российской стороне, по утверждению Балаяна, в последнее время фиксируется сильное ужесточение режима пропуска, люди и автотранспорт подвергаются тщательному осмотру. Каждого человека, пересекающего административную границу, проверяет группа из 3 пограничников. Режиссер признается, что он лично не понимает, какой угрозы опасаются, устраивая такую проверку.
Рассказал режиссер, что на территории Крыма он посещал Симферополь и некоторые поселки, размещенные в долине Салгира. Последний регион населен преимущественно крымскими татарами. Общее впечатление от увиденного и услышанного Балаян характеризует как наличие страха внутри запуганного населения. На любые темы, связанные с Россией и «вхождением» Крыма в состав этой страны, крымчане просто боятся говорить.
На откровенность решались только люди, с которыми режиссер был знаком на протяжении долгого времени перед аннексией. Таким образом Балаян узнал, что настроение крымского населения можно назвать подавленным. На данное время закрылся бизнес, который работал долго, многие люди отказались от предпринимательской деятельности в силу наличия целого ряда причин.
Не способствует успешному занятию бизнесом массовый отток туристов, с которым Крым сталкивался предыдущие 2 курортных сезона, посетители просто не едут. С другой стороны, предприниматели, которые занимались бизнесом, так или иначе связанным с обслуживанием туристов, жалуются на контроль со стороны представителей Северного Кавказа, которых на полуострове сейчас довольно много.
До аннексии предприниматели платили дань лишь украинской милиции, сейчас своей доли отчислений требуют не только полицейские, но и люди, которых крымчане называют «чеченцами». Среди «чеченцев» есть не только выходцы из Чечни и Дагестана. Показательным можно назвать количество личных автомобилей, припаркованных возле домов и дворов. По меньшему количеству машин нетрудно сделать вывод о том, что Крым покинули действительно многие коренные жители.
Пенсионерам приходится нелегко.
Еще одним впечатлением Балаяна от посещения полуострова является жалость по отношению к пенсионерам. Он отмечает, что в Симферополе электроснабжение жителей еще более-менее налажено, в населенных пунктах на Южном берегу свет подается с чередованием – 2 часа через 2, в некоторых местах 4 часа через 4. По причине нехватки электричества лифты в домах отключены, чтобы жильцы домов не застревали. В результате жители многоэтажных домов, среди которых много пенсионеров, вынуждены подниматься на нужный этаж по ступенькам.
Режиссер допускает, что в Севастополе, который всегда считался «городом русской славы», ситуация в энергоснабжении может быть несколько лучше. Но в местах, где Балаян побывал, происходящее довольно безрадостно. Изменения он описывает как превращение некогда цветущего края в обычную, депрессивную российскую глубинку.
Надежды, по словам Балаяна, многие крымчане связывают возведение моста через Керченскую переправу и запуском энергомоста. Российский президент обещал к концу апреля запустить еще одну ветку энергомоста. Жители Керчи, которые наблюдают за процессом строительства моста, сомневаются в том, что сроки завершения работ будут соблюдены. Пока работает только паромная переправа, рейсы которой часто отменяют по причине непогоды.
Введение продуктовой блокады со стороны украинцев стало причиной значительного сокращения ассортиментных позиций на прилавках магазинов в Крыму. Балаян утверждает, что можно купить только по 2 вида молока или кефира, крымчане жалуются, что продукты ненатуральные и низкого качества. Цены на продукты при этом такие же, как и в Москве, хотя продается продукция в основном из Краснодарского региона.
Балаян также сообщил, что местное население разочаровано, крымчане с сожалением вспоминают обещания, которые звучали со стороны России перед «референдумом». Обещанное повышение заработной платы и пенсий действительно произошло, но приблизительно во столько же раз возросли цены на товары и услуги. Несомненно, если бы за теперешние пенсии крымчане приобретали дешевые украинские продукты – можно было бы говорить о достатке, но в пересчете на российские цены доходы населения полуострова никак нельзя назвать высокими. На практике оказалось, что среднероссийская зарплата и пенсия являются не такими фантастически большими суммами, как казалось вначале, еще 2 года назад.