Два года назад 16 марта Российская Федерация прибегла к захвату Крыма и провела на полуострове не признанный цивилизованным сообществом псевдореферендум. Согласно его результатам, как сообщили кремлевские власти, примерно 97 процентов крымчан поддержали идею того, чтобы Крым стал частью РФ. Но, как отметило в разговоре с журналистами издание «Крым.Реалии» Мустафа Джемилев, являющийся лидером коренного населения аннексированного полуострова, в действительности у российской власти нет никакой заинтересованности в развитии Крыма.
Джемилев считает, что сейчас полуостров больше напоминает болото. По его убеждению, сперва оккупированная территория должна быть освобождена, а потом уже есть смысл в создании трибунала для суда над преступниками. С точкой зрения Мустафы Джемилева относительно перспектив будущего Крыма знакомились эксперты раздела «Новости Мира» журнала для инвесторов «Биржевой лидер».
Как проходила оккупация Крыма.
В ответ на вопрос журналистов о своей оценке произошедшего два года назад в Крыму и о том, есть ли сейчас хотя бы какая-либо перспектива возвращения контроля над полуостровом украинскими властями, лидер крымских татар отметил, что за точку отсчета не стоит принимать проведение «референдума», так как на самом деле организованное Кремлем «волеизъявление» не признала ни одна демократическая страна мира. По мнению Джемилева, сам процесс оккупации начался гораздо раньше – отсчет стоит проводить с 20 февраля, то есть с того момента, как на полуострове появились «зеленые человечки».
Незаконность аннексии Россией Крыма и необходимость обязательного освобождения этой территории можно считать безальтернативной аксиомой. Факт примирения с подобными методами самоуправления в двадцать первом веке считает Джемилев – это нанесение весьма серьезного и разрушительного удара по международному законодательству.
Своими действиями на полуострове кремлевские власти во главе с Владимиром Путиным полностью разрушили все договоры международного уровня, под которыми, кстати, РФ поставила свои подписи. Поэтому, отмечает лидер крымских татар, мировому сообществу нельзя и не нужно просто так закрывать глаза на такое серьезное нарушение законов. Суть главного вопроса заключается в сроках и методах освобождения украинской территории от оккупационной власти.
В Минских соглашениях нет Крыма.
Мустафа Джемилев рассказал о том, что когда состоялось подписание Минских соглашений, с их содержанием, кроме самих участников переговоров, не мог ознакомиться никто. В частности, никто не провел консультаций с крымскими татарами. Единственное, о чем было известно, что все принятые решения прошли согласование между лидерами стран «нормандской четвёрки».
Но после того как представители коренного народа Крыма все же подняли вопрос о необходимости присутствия вопроса необходимости деоккупации полуострова, ответ последовал следующий: сперва, в рамках первого этапа, нужно добиться гарантии сохранения территориальной целостности Украины в Донецкой и Луганской областях, ну а Крымом займутся уже во втором этапе. Но, как убежден Мустафа Джемилев, это в конечном итоге привело к потере той платформы, когда была возможность говорить о Крыме. В настоящее же время возникла потребность в создании новой платформы.
Как строятся отношения крымских татар с кремлевскими властями.
Не секрет, что накануне проведения так называемого референдума сам Владимир Путин пытался выйти на непосредственный контакт с Мустафой Джемилевым. И сейчас, говорит глава крымских татар, так званные «власти» полуострова пытаются выйти на связь с представителями коренного народа полуострова, которых отбросили в общине. С Россией никто из приличных людей не будет разговаривать и не сядет за переговорный стол.
Для Кремля Крым будет всегда играть роль дотационного региона. На полуострове отсутствует производство, а введенные странами запада санкции совершенно не способствуют развитию туризма. До тех пор, пока продолжается оккупация Крыма, ни о какой перспективе отмены ограничений не может быть и речи, считает Джемилев.
Самым главным заданием для РФ, безусловно, было добиться от представителей именно коренного народа законности аннексии. Поэтому, главной целью приглашения, которое Путин прислал Джемилеву, было обсуждение именно этой перспективы. Власти в Кремле не скупились, обещали «золотые горы», представительство в органах власти, а также соблюдение всех прав и прочее.
Однако по той причине, что никаких договоренностей не удалось достичь, Россия попыталась расколоть Меджлис. Одних подкупали, других шантажировали… но какого-то явного успеха так и не удалось добиться. После этого оккупационные власти попытались созвать национальный съезд крымских татар, однако и этому не суждено было произойти.
После этого в Кремле начали создавать какие-то организации, претендовавшие на представительство народа. В частности, было создано две организации: «Кърым» и «Кърым Бирлиги», во главе последней – бывший председатель Генической государственной администрации при Януковиче, которого сейчас разыскивает украинская власть за хищение в особо крупных размерах.