Решение курдов на сирийской территории про создание автономии заставило Анкару, Дамаск и повстанцев говорить в унисон. Об этом 18 марта информирует «Биржевой лидер»
В Румейлане активистами объявлено про создание федеративной региональной администрации в северных районах Сирии.
Более трех десятков политических партий собрались на свой съезд в населенном пункте Румейлане. Они представляли как курдов, так и арабов, туркоманов, ассирийцев.
В ответ Турция, охваченная беспокойством перед угрозами федерализации Сирии, грозит продолжением креатурной войны. Эксперты редакции «Новости Мира» журнала для инвесторов «Биржевой лидер» полагают, что Москва же, прекратив открытую пикировку с Анкарой, оказала тем не менее поддержку врагам Турции в виде поставок оружия.
Румейланские события всколыхнули мировую общественность.
Курдами планируется объединение и установление самоуправления в трех северных кантонах Сирии. В данный момент ополчением взят под контроль протяженный участок длиной в четыреста километров, который расположен вдоль турецко-сирийской границы, а также и район под названием Африн. Он распологается на сирийском северо-западе. Со слов чиновника по имени Идрис Нассан, задействование федеративного механизма расширит возможности самоуправления как курдов, так и этнических иных групп.
Высшим курдским советом заявлено, что речь про отделение от Сирии не ведется, однако Дамаск уже спешит назвать данный проект проявлением раскола государства по сектантскому и этническому принципам.
Накалило это известие без того жаркий переговорный процесс в Женеве и прозвучало в пику тем консультациям в Швейцарии, на которых не пригласили курдов. Анкара уверена, что подразделения народной самообороны и ПДС (Партия демократического союза) есть сирийскими ответвлениями РПК (Рабочей партии Курдистана), а поэтому им в Швейцарии не место. Но даже союзниками Турции выражается несогласие с подобной оценкой: в начале прошлого месяца пресс-секретарем Государственного департамента Соединенных Штатов Джоном Кирби было заявлено, что США не воспринимают ПДС как террористическую организацию. В ответ турецкий президент Реджеп Эрдоган обрушил свою критику на США, призвав Вашингтон сделать выбор между Анкарой и курдами.
В Женеве встретили жестко решение про федерализацию. Руководитель делегации официального Дамаска в Швейцарии Башар аль-Джафари подчеркнул на встрече со специальным посланником Генерального секретаря Организации Объединенных Наций Стаффаном де Мистурой, что вопросы про федерализацию в повестку дня не заявлены, а потому обсуждаться вовсе не должны. Глава Министерства иностранных дел Сирии господин Валид Муаллем заметил, что его страна «переговоры по федерализации отвергает» и добавил, что власть выступает против всяких попыток подрыва единства и территориальной целостности государства. Главой группы под названием «Хмеймим» Ильяном Мосаадом определено решение как «преждевременный и символический жест», не имеющий ничего с реальностью общего. Ярым противником Башара Асада, координатором в оппозиционном Высшем комитете по переговорам Риядом Хиджабом также высказан протест против курдских инициатив.
Но самым взрывоопасным ответом может оказаться реакция Турции. Анкарой в кои-то веки занята солидарная с Дамаском позиция. Она выступила против объявления автономии категорически. Высокопоставленным турецким чиновником на условиях полной анонимности было заявлено информагентству Reuters, что сохранение национального единства Сирии и ее территориальной целостности имеет основополагающее внешнеполитическое значение для турков. Одностороннее решение, дескать, не может обрести юридическую силу.
До сегодняшнего дня Турцией укреплялось свое присутствие на землях, где проживают туркоманы. Она и будет продолжать делать свою ставку на представителей этого этноса, пытаясь границу перенести в глубь сирийской территории. Не исключено, что снова Анкара заговорит про «буферную зону». По мнению научного сотрудника в Центре Ближнего Востока и Азии Российского института исследований стратегической направленности Арсена Хизриева, Турции не нужна категорически федерализация своего соседа, так как формирование Сирийского Курдистана окажется огромнейшей для нее проблемой: в приграничных зонах возникнет регион весьма неспокойный.
Издание Wall Street Journal замечает, что Анкара недооценила угрозы «Исламского государства» и попала одновременно под удары курдов с разрывом своего перемирия с Рабочей партией Курдистана. Турция, таким образом, может быть втянутой в масштабную войну, будучи при этом слабо к ней готовой. И уже это находит косвенные подтверждения: группировкой «Свободных ястребов Курдистана», замеченной в контактах с РПК, взята ответственность на себя за террористический акт 13 февраля в Анкаре. Он унес жизни почти четырех десятков человек. Боевиками было объявлено, что взрыв оказался местью за те рейды, которые проводили силы госбезопасности в юго-восточных регионах страны с середины лета минувшего года.
Российская Федерация отказалась от эскалации своего конфликта с Анкарой, но поддержала открыто ее противников. На днях Москвой были поставлены курдам Ирака боеприпасы и с подесятка зенитных установок. Об этом, в частности, сообщил консул-советник Генерального консульства России в Эрбиле Евгений Аржанцев.