После аннексии Крыма властями РФ началось использование концепции русского мира в качестве инструмента для того, чтобы удовлетворить свои политические. Но, как оказалось, результатом незаконного присвоение чужих территорий стали серьезные потери для проживающих за границей диаспор россиян и серьезное ослабление позиций Российской Федерации. Как отмечают эксперты раздела «Новости России» журнала для инвесторов «Биржевой лидер», соответствующее мнение в своей статье для издания РБК озвучил доктор политических наук Игорь Зевелев.
Длительная сдержанность.
После того как в 1991 году произошел распад Советского Союза, большинство представителей российских интеллектуалов и оппозиционеров, начиная с Александра Солженицына и заканчивая Геннадием Зюгановым, называли факт несовпадения новых границ государства с национальными (которые было принято называть этническими), стало самым серьезным поражением для Российской Федерации. В то же время буквально до 2014 года политика Кремля касаемо данного вопроса характеризовалась определенной сдержанностью. И причина такого поведения заключалась вовсе не в мудрой политике, а в крайне большой степени слабости.
При рассмотрении нового «русского вопроса» традиционно было принято использовать два главных подхода. Прежде всего, имело место активное обсуждение проблемы «разделенного народа». Впрочем, до бурных событий в Крыму весной 2014 года этот вопрос не сильно влиял на внешнюю политику кремлевских властей. Еще один важный момент заключается в том, что со стороны государства в адрес соотечественников проводилась неактивная и не приносящая эффекта политика
О том, что новые государственные границы являются «искусственными», впервые начали говорить только в середине девяностых годов прошлого столетия. Исключение по традиции составили националисты. Под понятием «русский мир» было принято считать совокупность людей и сообществ, живущих не в России, но которые в любом случае являются частью российской языковой и культурной среды. И понятие этой концепции, в сравнении с «соотечественниками», было гораздо шире. А два года назад понятия «соотечественники» и «русский мир» оказались слитыми в националистическую риторику касаемо потребности возродить Россию и ее реванша на просторе бывшего Советского Союза.
За весь период после того, как распался СССР, основным фактором касаемо положения русских и русскоязычных диаспор в рамках постсоветского пространства оказалось отсутствие фактов прямого насилия, которое бы направлялось против них. Кроме того, не последнюю роль в данном вопросе играла невысокая степень мобилизованности и разобщенности. Если бы Россия не вмешалась, все проблемы, с которыми сталкивались диаспоры на просторах бывших советских республик, так бы и не вышли за пределы вопросов местного значения. Однако все поменялось.
Российская Федерация по-своему дала оценку тем событиям, которые произошли на Майдане в Киеве в 2014 году. В Кремле тут же заявили о состоявшимся перевороте на исконной территории русского мира, сценарий которого был написан на Западе. Сам Владимир Путин заявил о перейденной черте западными партнерами Кремля касаемо украинского вопроса. Всем хорошо было известно о проживании как в Украине, так и в Крыму, нескольких миллионов «русского населения». Уже седьмого марта 2014 года от Дмитрия Пескова, пресс-секретаря российского президента, прозвучало заявление о том что именно Владимир Путин может обеспечить безопасность для русского мира. Соответствующее утверждение стало отражением коренного изменения в представлениях высшего политического руководства касаемо зоны ответственности Кремля в процессе толкования национальной безопасности: государство должно было перейти от государства к общности, превышаемую государство. Это, в свою очередь, предусматривало условность государственных границ России. Самым важным условием для возможности их сохранения стал факт удовлетворенности Кремля тем, как проходит жизнь русских в сопредельных государствах. Москва также начала оказывать активную поддержку пускай и небольшой, но заметной части русских диаспор, начавших потом громко заявлять о том, что они являются представителями русского мира и их ориентир устремлен на Москву.
Можно было бы подумать, что, с одной стороны, когда распался Советский Союз, интересы русских за пределами РФ были защищены решительным образом, действенно и с очень большой эффективностью. В ноябре прошлого года, выступая на пятом Всемирном конгрессе соотечественников, которые проживают за пределами РФ, Путин отметил, что то, что Крым и Севастополь стали очень важным фактором, способствующим консолидации российского зарубежья и всего русского мира.
Однако получается так, что Россия, после достижения, казалось, существенного успеха, потеряла значительную поддержку в пределах ближнего зарубежья. А проживающим в соседних странах русским пришлось ощутить на себе новые вызовы. Культурный проект русского мира, основной целью которого было продвижение русского языка, вытеснили факторы военно-политического характера. Новая трактовка русского мира существенно усложнила положение диаспор, особенно их успешных и адаптированных членов в соседних с Россией государствах.