Генсекретарь Парламентской ассамблеи НАТО (1997-2007) и замгенсекретаря Альянса (2007-2015) Саймон Ланн сомневается, что вывод российских войск из сирийской территории может привести к эскалации в украинском Донбассе. Согласно его мнению, действующий российский президент заинтересован, чтобы вести с Западом диалог с целью отмены ограничительных мер. Это означает, что обострение на украинском Востоке маловероятно.
Однако, по его мнению, в случае открытой конфронтации с РФ Североатлантический альянс не окажет Украинскому государству прямую военную помощь. О том, насколько готово наше государство сражаться самостоятельно Ланн рассказал журналистам издания «Апостроф» в кулуарах международной конференции Центра Разумкова «Управление в секторе безопасности и обороны: роль демократических институтов и лучшие международные практики».
Главной темой вышеуказанной конференции стала реформа украинского оборонного сектора. Все аналитики подчеркнули, что на протяжении последних 2-х лет в данном направлении удалось добиться существенного прогресса. Однако достаточно ли его, чтобы сравняться с армией государства-агрессора в лице Российской Федерации? Как отмечает Ланн, пока не следует делать подобного рода выводы.
«Я не могу судить по поводу того, насколько лучше стала армия Украины за последнее время. Однако, нельзя не отметить, что во время двухстороннего сотрудничества Украины с государствами Альянса, украинским властям действительно удалось добиться существенного прогресса. Можно ли сейчас сравнивать Украину с РФ — сложный вопрос. Поскольку в действительности мы не знаем, как на самом деле обстоят дела с ВС России. Как известно, в Российской Федерации военная служба осуществляется по призыву. Естественно, у них есть подготовленные силы спецназначения, однако подобного рода войска подготовлены во всех государствах. У многих уважаемых экспертов есть серьезные сомнения по поводу скорости и гибкости развертывания российских ВС в целом. Помимо этого, на Западе нет консенсуса касательно нынешней модернизации армии России. Некоторые отмечают, что она проходит достаточно быстрыми темпами, иные - что это на самом деле не так, и у Кремля есть проблемы. Поэтому дать однозначную оценку очень трудно. В конце-концов, Украинскому государству следует реформироваться не с той целью, чтобы сравниться с РФ в военном плане, а чтобы государство могло себя защитить», - отмечает Ланн.
Целью нынешней реформы ВС Украины является приведение армии в соответствие с натовскими стандартами. При этом официальные украинские власти заявляют, что этого удастся достигнуть к 2020 году. Реально ли добиться данной цели за такой период времени?
Согласно словам Саймона Ланна, «вполне реально». «Поскольку в таком случае идет речь о технических вопросах, - чтобы внедрить в государстве те нормы, которые долгое время существуют в Альянсе. У нас уже имеется несколько примеров, когда государства-партнеры Альянса выполнили технические требования. Все восточноевропейские государства, которые в настоящее время являются членами Альянса, прошли такой путь. При этом у них была похожая предыстория», - отмечает эксперт.
Многое зависит от самой Украины.
Вместе с тем он подчеркивает, что многое зависит от энтузиазма Киева. «Речь, прежде всего, о том, чтобы достичь технического соответствия ВС. Это намного проще, нежели добиться прогресса в политсоставляющей по интеграции Украинского государства в НАТО. В частности, в том, чтобы большая часть населения государства захотела вступить в Альянс. Но для этого все общество должно измениться. Так что реализация техчасти гораздо проще и, я считаю, что ее получится достичь в указанные сроки», - отмечает Ланн.
Следует отметить, что в государствах НАТО на оборонный комплекс рекомендуется выделять два процента ВВП. Как отмечае.
Ланн этот вопрос не имеет прямого отношения к Украинскому государству, которое не является членом Альянса, а только его партнером. «Тема двух процентов ВВП актуальна лишь внутри Альянса. Это направлено на то, чтобы часть государств Альянса нарастили свои оборонные расходы. Поскольку внутри Альянса есть ощущение, что Соединенные Штаты несут на себе очень много в этом вопросе. На самом деле два процента не является репрезентативной цифрой, - ее избрали потому, что многие страны Альянса тратят на оборону 1,5 и 1,7 процента ВВП, однако по сравнению с Америкой этого мало. Поэтому решили прийти к общему согласию. Украина к этому показателю стремиться не должна. Киев на оборону должен тратить ровно столько, сколько нужно для того, чтобы обеспечить потребности своих ВС и их модернизацию. На первых порах реформирования данная цифра может превышать два процента ВВП», - пояснил Ланн.
Что касается вопроса вступления Украины в НАТО, а также можно ли сегодня говорить о сроках вступления этой страны в Альянс, Ланн сказал: «На этот вопрос я всегда отвечаю следующим образом: положения Бухарестской декларации (документ, принятый по результатам саммита НАТО 2008 года в Бухаресте, где сказано, что Грузия и Украина в будущем станут членами НАТО, однако даты не указываются) никто не отменял. Указанный документ – это показательное проявление согласия членов Альянса. События последних 2-х лет в Украине внесли больше сомнений в этом вопросе, однако я с уверенностью могу говорить, что часть членов НАТО хотят видеть Украину в Альянсе».
Автор: Екатерина Кравец