Причиной крайне быстрого снижения котировок черного золота могла оказаться ошибка, которая была допущена при проведении статистических расчетов. Как стало известно экспертам раздела «Новости Мира» журнала для инвесторов «Биржевой лидер», соответствующие сведения в последний день минувшей недели предоставили журналисты известного в США издания The Wall Street Journal. В случае подтверждения этой информации, очень скоро ценовые показатели нефти будут подвергнуты существенной корректировки. Вместе с тем некоторые аналитики все же рекомендуют не переоценивать влияние погрешностей в статистике на ситуацию на рынке.
Виновными в расчетах назвали специалистов Международного энергетического агентства (МЭА). Это – автономный орган международного уровня, деятельность которого осуществляется при содействии Организации экономического сотрудничества и развития. Основной целью агентства является совершенствование мировой структуры спроса и предложения энергетических ресурсов. А это, в свою очередь, способно оказать влияние на их цену.
Исходя из сведений МЭА, в прошлом году каждый день на рынок осуществлялись поставки баррелей нефти объемом на почти два миллиона баррелей больше в сравнении с требованиями спроса. Из указанного объема, в хранилища было закачено 770 тысяч баррелей, транспортировка еще примерно 300 тысяч баррелей нефти осуществлялась при помощи нефтепроводов или танкеров. Вместе с тем по сегодняшний день остается неясной судьба еще приблизительно 800 тысяч баррелей нефти.
Значительная часть специалистов, которые были опрошены журналистами американского издания, согласны в том, что в действительности этих баррелей нет. В соответствии с этим оценку объемов избыточной нефти в пределах международного рынка завысили почти в два раза. Принимая во внимание факт того, что отчеты МЭА значительным образом влияют на то, каким образом формируются котировки нефти, на сегодняшний день самая важная задача – это узнать, что же произошло с «пропавшими» баррелями.
В случае подтверждения правоты подозрений специалистов, не исключено, что восстановления цен на нефть долго ждать не придется. Принято считать, что причиной снижения цены барреля черного золота до минимального показателя за десять лет (по информации на 20 января текущего года баррель нефти марки Brent во время торгов на бирже ICE поднялся немногим выше 27 долларов) стало не что иное, как крайне большое предложение.
Кстати, ситуация, когда МЭА допускает серьезные ошибки в статистической отчетности, повторяется уже не впервые. Аналогичные претензии к информации, которую предоставило агентство, имели место в далеком 1998 году. На то время стоимость нефти была снижена до 20 долларов за один баррель. А два года назад, когда наблюдался очередной этап снижения цены черного золота, от представителей стран-экспортеров поступила информация, что на рынке произошла «потеря связи с тем, что происходит на самом деле».
В Соединенных Штатах Америки в течение последнего времени также имела место путаница со статистическими данными. В 2015 году американское Министерство торговли было вынуждено сделать заявление, что на постоянной основе каждый квартал завышало информацию относительно темпов роста валового внутреннего продукта. К примеру, вместо запланированного роста в полпроцента по результатам одного из временных периодов ведомством было приписано два с половиной процента.
Во всех этих погрешностях никакой случайности не происходило. Подобно американскому статистическому бюро, МЭА допускает ошибки в пользу Вашингтона. Вместе с тем часто бывает так, что не отвечают действительности не только отчеты статистики, но и оценки с прогнозами. Например, достаточно длительное время в МЭА был склонны считать, что во всех частях мира ощущается нехватка хранилищ нефти. Впрочем, на самом деле ситуация заключается в том, что в Соединенных Штатах их строят быстро и в большом количестве. Американская сторона интересуется тем, чтобы стоимость топлива была на таком же невысоком показателе.
Эксперты международного агентства пытаются минимизировать эффективность усилий стран-экспортеров нефти по разворачиванию нисходящего ценового тренда. В МЭА пришли к выводу, что подписанный в прошлом месяцы договор между членами ОПЕК и Россией относительно возможности замораживания добычи нефти на положение дел на рынке существенным образом не повлияет. Даже если цены на нефть и восстанавливаются, это совершенно не означает, что все плохое уже прошло. Предоставляя таким способом оценку ситуации на рынке, организация стремится удержать нефть в нижнем ценовом диапазоне.
Нужно отметить, что вовсе не все нефтяные эксперты согласны с тем, что статистические промахи МЭА оказали решающее воздействие на ценообразование. Исполнительный директор нефтяной ассоциации NACCSA Майкл Мур высказал предположение, что «пропавшая» нефть, «скорее всего, существует». Ошибки, по его словам, могли быть вызваны особенностями сбора статистики, которую добровольно сообщают сами производители, а также методиками ее обработки.