Российские социологи провели исследования с целью выяснить отношение россиян к Крыму. В опубликованных результатах опросов Павел Казарин нашел ряд интересных деталей. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Крым. Реалии».
Обозреватель Павел Казарин в тексте своей публикации поделился впечатлениями от опубликованных недавно результатов исследования по Крыму, проведенного социологами из ВЦИОМ. Оказалось, что за прошедшие со дня аннексии 2 года в сознании обычных россиян Крым перестал быть регионом особенным, по своему значению он сравнялся с любой другой частью российской территории.
Социологи также узнали, что для 95 процентов респондентов не актуален вопрос о статусе полуострова. Примечательно, что в прошлом году бесспорной принадлежность полуострова к России была для 89 процентов опрошенных граждан. Новый статус полуострова позитивно оценивается 79 процентами участников исследования. Разницу в процентах отношениях Казарин объясняет тем, что 16 процентов респондентов изначально не были в восторге от присоединения, но сейчас с новой ситуацией смирились.
Также по результатам проведенного исследования можно понять, что приоритетность полуострова для рядового российского обывателя стремится к нулевой отметке. С утверждением о необходимости развивать Крым в первоочередном порядке соглашаются 48 процентов опрошенных граждан, выступают против 46 процентов респондентов. Ситуация кардинально изменилась, поскольку изначально Крым воспринимался россиянами, как Альфа и Омега на внутренней повестке.
Со временем к минимальным показателям сводится и сакральное значение Крыма. На данное время с восприятием Крыма как священной Корсуни соглашаются 58 процентов опрошенных россиян, 21 процент респондентов правильной такую трактовку ситуации не считают. Вместо сакрального наполнения на первый план вышла рациональность. Теперь россияне аннексию воспринимают как демонстрацию возможности их страны отстаивать национальные интересы любыми способами, такую оценку поддерживают 92 процента участников исследования.
Таким же характерным для медианных российских обывателей является свойство обобщать собственные выводы и распространять их на наднациональный уровень. Глобализация собственной уверенности является для современных россиян способом избежать мировоззренческого одиночества. В рамках опроса 84 процента респондентов сообщили, что рано или поздно мировое сообщество признает «воссоединение Крыма и России», с утверждением не согласны только 10 процентов граждан.
В подтасовке результатов нет смысла.
Не исключено, что после ознакомления с результатами исследования у многих могут возникнуть вопросы относительно цифр и подозрения в необъективности ВЦИОМ. Однако на практике ситуация несколько сложнее, о чем свидетельствуют данные многих российских социологов. К примеру, известно, что в декабре прошлого года в публикации для издания «Ведомости» некоторые занимательные моменты в работе социологов описал Денис Волков, представляющий «Левада-Центр».
Волков пишет, что у социологов просто нет необходимости проводить опросы с формулировками, в той или иной степени соответствующими официальной политике власти. На самом деле основная часть аудитории при отсутствии собственной точки зрения на тот или иной вопрос не занимается изобретением велосипеда, а берет на вооружение вербальные конструкции, услышанные из телевизора. Как показывают результаты многих опросов, таких людей в России на самом деле много.
Также социолог сообщил, что большинство участников исследований происходящим вокруг практически не интересуются, в политике разбираются очень слабо, а четких политических предпочтений не имеют. Примечательно, что именно среди таких граждан поддержка действующего российского президента наиболее сильная. Вместе с тем необходимо учитывать реалии государства, в котором проводится исследование.
По утверждению Волкова, значительная часть россиян на самом деле уверена, что открытая критика в адрес власти может в будущем создать для них множество проблем, поэтому от активной демонстрации собственного мнения лучше воздержаться. Параллельно следует признать также, что по многим актуальным вопросам у большинства населения просто нет собственного мнения. Именно поэтому рядовой российский обыватель с легкостью воспринимает схемы, которые предлагают в телевизоре.
Обращает внимание Казарин также на ряд важных деталей, которые есть в результатах исследования, – в составе 95 процентов населения, которое признает Крым российским, почти вся страна. Входят в это число либералы, консерваторы, имперцы и националисты, остаток в виде 5 процентов населения внутри российского консенсуса является подобием маргиналов. На практике это означает, что важным элементом внутренней российской повестки полуостров перестал быть. В рамках выборов для улучшения электоральных показателей политики не будут использовать аргумент Крыма, а полуострову, в свою очередь, не удастся трансформировать внимание в дополнительное финансирование.
Также статистические данные свидетельствуют о том, что Крым можно уверенно сравнивать со смертью кощеевой. Политолог Глеб Кузнецов убежден, что лишение России Крыма будет сопровождаться травмами и разрушениями ткани общественного сознания. Поэтому наличие Крыма под российским руководством является свидетельством существования России в теперешней военно-политической форме.