По словам политолога Леонида Исаева, в Сирии курды играют значимую роль, и Москва, выстроившая сегодня с ними неплохие отношения, рассчитывает оказывать влияние и на Дамаск, и на Стамбул. Более детально мнение Исаева относительно значимой роли курдов в Сирии изучали журналисты раздела "Новости Мира" издания "Биржевой лидер".
Леонид Исаев, объясняя в интервью Deutsche Welle, как в настоящее время Российской Федерацией разрабатывается курдская политика, учитывая, что курды, играющие значительную роль как в Сирии, так и во всем регионе, разделены между Сирией, Ираком, Турцией и Ираном, отметил, что, по его мнению, о целенаправленной курдской политике России до последнего времени говорить было достаточно сложно. До тех пор пока у Москвы были тесные связи с Анкарой, вопроса о взаимодействии РФ с курдами вообще не было в повестке дня.
Позиция Москвы, когда речь заходила об автономизации иракских курдов, всегда была очень четкой. Россия заявляла о поддержке неделимого Ирака и о выстраивании отношений с официальным Багдадом. После того как на Ближнем Востоке началась так называемая "арабская весна", сирийские курды несколько раз пробовали организовать встречу с руководством российского Министерства иностранных дел, но в Москве избегали этой встречи, поскольку опасались возможной оценки как жеста предательства со стороны правительства Сирии прямых отношений между РФ и курдами. На протяжении длительного времени для России в отношении курдов была характерна именно такая политика.
14 марта Российской Федерацией были переданы иракским курдам боеприпасы и зенитные установки, но вместе с тем Москва не поддерживает их желания провести референдум по вопросу независимости. Объясняя, насколько далеко может зайти поддержка Россией курдов в Ираке, Исаев отметил, что в данном случае многое зависит от того, кто играет первую скрипку в иракском Курдистане. В настоящее время это президент Иракского Курдистана, лидер партии "Демократический союз Курдистана" Масуд Барзани.
У Российской Федерации же традиционно более тесные отношения сложились с Джалялем Талабани, возглавляющим партию "Патриотический союз Курдистана". До тех пор пока внутри иракских курдов не произойдет серьезного смещения центра тяжести, Россия вряд ли будет их расценивать как стратегического партнера. Если РФ поставят вилку, вынуждая сделать выбор между Эрбилем и Багдадом, то она, конечно же, выберет Багдад. При подобном раскладе о серьезных отношениях с иракскими курдами вряд ли можно говорить. Не стоит также забывать, что сегодня у иракских курдов выстроены гораздо более серьезные связи с Турцией и с Соединенными Штатами.
Вклад, который сирийские курды сделали в борьбу с ИГИЛ, в несколько раз выше вклада, сделанного армией Асада – Исаев.
Сегодня у России выстроились неплохие отношения с курдами в Сирии, и с данной точки зрения понятны слова замглавы МИД РФ Анатолия Богданова, предложившего передать на внутрисирийский уровень обсуждение федерализации Сирии. Это в конечном счете приведет к ситуации, аналогичной ситуации 2003-2005 годов, когда курды поставили Багдад перед фактом: либо им предоставляются все полномочия, либо они выходят из состава страны. Здесь вполне можно говорить об умышленной стратегии Москвы, только в данном случае курдами будет поставлен ультиматум уже Дамаску. В таком случае появится фактически независимый Курдистан, который будет для Турции постоянной головной болью. Такое развитие ситуации весьма выгодно для Российской Федерации.
Исаев подчеркнул, что курды в Сирии являются весьма влиятельной силой, и вклад, внесенный ими в борьбу против "Исламского государства", в несколько раз выше вклада, сделанного армией Асада. Если бы не было курдов, то Дамаск оказался бы в более плачевной ситуации, чем сейчас. России также было бы сложнее оказывать помощь сирийскому лидеру в проведении военной операции. Учитывая это, можно констатировать – невключение курдов в переговорный процесс по Сирии обрекает переговоры на очень сложную практическую реализацию достигнутых соглашений.
Есть модель, принимаемая Москвой и Вашингтоном, когда "Исламское государство" в любом случае выводится за скобки, как и "Фронт ан-Нусра" вместе с рядом других террористических организаций. Если вынести за скобки еще и курдов, то будет вообще непонятно, на какой части Сирии будут реализованы достигнутые в Женеве договоренности. Курды, скорее всего, не будут заниматься реализацией данных договоренностей.
С турецкими курдами Россия начала вести диалог лишь недавно. Первая делегация, приехавшая в РФ в декабре прошлого года, была от прокурдской политической силы, представленной в турецком парламенте – Партии демократических народов. Они поругали президента Турции Эрдогана, обсудили сложившуюся ситуацию и уехали. При этом Россией действительно предпринимаются попытки нащупать в турецком Курдистане стороны, которым было бы интересно взаимодействовать с Москвой, но пока никакой единой стратегии по данному направлению не существует. Нет никаких контактов у РФ и с иранскими курдами, поскольку здесь Тегеран занимает очень жесткую позицию. Учитывая, что для России Иран является очень важным союзником в регионе, Москва старается вообще не затрагивать тему иранских курдов.