Визит американского президента на Кубу стал символом сближения двух стран, однако в их отношениях по-прежнему все еще много разногласий. Барак Обама, завершая свою каденцию на посту главы государства, стремится оставить по себе добрую память, как человек, которому удалось преодолеть, казалось бы, непреодолимые противоречия. С другой стороны, кубинский лидер Рауль Кастро не слишком спешит использовать появившийся шанс наладить жизнь в своей стране за счет сотрудничества с США. О том, каковы причины такого поведения Кастро, размышляет обозреватель Deutsche Welle Астрид Пранге. С мнением журналиста знакомит издание «Биржевой лидер».
Это было настолько красиво, что не верилось в правдивость происходящего, отмечает автор: в Гаване на площади Революции звучит гимн США, а президент Обама вместе с Раулем Кастро принимает военный парад. Вряд ли и тот, и другой представляли себе такую картину, когда стали во главе своих государств. Однако потепление в межгосударственных отношениях растапливает многолетний лед недоверия. При всем при этом во власти на Кубе по-прежнему находятся бывшие революционеры, они вынуждены отказаться от идеологического балласта, но расстаться с властью они не готовы, и потому процесс сближения между соседними государствами быстрым не будет.
С того момента, когда состоялась кубинская революция в 1959 году, Компартия легитимизировала свою власть, основываясь на конфронтации со Штатами. Экономические трудности в стране власти объясняли американским эмбарго, а для консолидации общества и в оправдание однопартийной системы постоянно заявлялось об «американской угрозе». Однако Берлинская стена пала, как и разрушился Советский Союз, и вот спустя почти 30 лет рассыпались столпы кубинской революции. Вместе с тем на возникших руинах появилась не демократия по типу американской, а политический прагматизм, который используют бывшие революционеры в борьбе за собственное выживание.
Барак Обама понял происходящее на Кубе и отказался от дальнейшего идеологического сражения, которое продолжалось многими десятилетиями, не станет он делать из Кубы и место американской борьбы за демократию и права человека. Но вместе с тем он хочет открыть с Кубой торговлю, чтобы американские предприниматели еще до официальной отмены эмбарго получили возможность выхода на кубинский рынок. В этой ситуации Раулю Кастро придется балансировать на грани политического прагматизма, но именно от него, прежде участвовавшего непосредственным образом в революции, теперь зависит, будет ли узаконена смена курса.
К такой смене его подталкивает непростая ситуация в стране. СССР и позже Россия закупали у страны сахар и обеспечивали страну электроэнергией, но те времена уже прошли. Невозможно рассчитывать и на помощь более близкой Венесуэлы. В этой связи взаимоотношения с США приобрели иное значение, чем в прошлом, стоит только учитывать ту экономическую зависимость, которую страна имеет от средств, что пересылает диаспора на Кубу из Флориды, где живет большое количество бывших кубинцев.
Кастро еще пробудет у власти до 2018 года, когда, по его словам, он отправится в отставку. Не так много времени, и ему необходимо обеспечить контроль над процессом «нормализации» отношений со Штатами, поэтому взаимное сближение двух стран не будет стремительным, поскольку это противоречит интересам Кастро. «Так что, каким бы ни было красивым братание Кастро с Обамой, еще слишком рано воспринимать происходящее за полную правду», - заключает обозреватель DW.
Надежды и противоречия.
Как уже сообщал ранее «Биржевой лидер», воскресным вечером начался исторический визит президента США на Кубу. Обама прибыл на остров самолетом в сопровождении своей семьи, а также большой политической свиты. Провозглашенный американским лидером курс на сближение с Кубой обрел символическое подтверждение, поскольку почти 90 лет действующий американский президент не посещал кубинскую землю. Обама получил достойный прием, ознакомился с некоторыми местными достопримечательностями и провел важные переговоры. Значимым стало его обращение к кубинскому народу, в котором он пояснил суть происходящего процесса между двумя странами и тех принципов, на которых Штаты готовы сотрудничать с кубинскими властями.
Между тем в отношениях между странами остается достаточно острых углов, которые еще предстоит сгладить. Так, еще в свой первый президентский срок Обама обещал закрыть тюрьму на американской базе в Гуантанамо, которая стала центром заключения террористов с Ближнего Востока, но в этом направлении мало что изменилось до сих пор, хотя кубинские власти продолжают настаивать на том, что американцы должны покинуть ту землю. В свою очередь в США крайне обеспокоены ситуацией с соблюдением прав человека на Острове свободы. По этому поводу есть значительное сопротивление в американском Конгрессе планам Обамы насчет Кубы. Республиканское большинство продолжает придерживаться линии, что нельзя поддерживать правящий на Кубе режим, который остается тем же, что и раньше, носителем коммунистической идеологии, пускай сейчас и припрятанной.
Что касается обычных граждан на Кубе, то они ожидают от потепления в отношениях со Штатами улучшения своей жизни, чтобы она стала более сытой и организованной благодаря торговле с Америкой, чтобы открылись новые пути для местного бизнеса, полноценно восстановились связи с близкими и родными, которые покинули в поисках лучшей доли страну, отправившись в США.