То, что сегодня произошло в Брюсселе, не стало ни для кого неожиданностью. "Об опасности скорого "повторения Парижа" заявляли все, кто анализирует вопросы безопасности", - отмечает "Украинская правда".
Брюссель, наряду с ключевыми немецкими городами и Римом, называли среди самых возможных следующих целей пресловутых террористов. Эта опасность секретом не была и для высших бельгийских властей. И это подтвердить может каждый, кто в последние месяцы имел возможность посетить Брюссель. Автоматчики на центральном входе в разные важные здания, непрекращающиеся сообщения об острой необходимости соблюдать крайнюю осторожность, закрытие метрополитена в периоды наиболее значительной опасности, – это лишь внешние "атрибуты" АТО, продолжавшейся с ноября прошлого года. В конце концов, была проведена и скрытая работа работников спецслужб. Именно она в середине марта позволила задержать "самого разыскиваемого преступника всей Европы", главного организатора последних парижских терактов С. Абдеслама.
Но все это, к сожалению, не сработало.
Утро 22 марта этого года началось с сообщения о 2-х взрывах в брюссельском аэропорту "Завентем", что расположен всего за несколько километров от штаб-квартиры НАТО. В том, что произошел теракт, сомнений не было уже спустя полчаса после произошедших взрывов. После 1-го шока бельгийские госвласти повысили уровни террористической угрозы и издали распоряжение о закрытии метрополитена, но было поздно. Один из поездов, следующий по расписанию, взорвался между известными станциями Ар-Луа и Мальбек, что рядом с сердцем т. н. "европейского квартала".
Сегодня каждый раз в Брюсселе речь шла о взрыве, который осуществил смертник.
В этом отличие от терактов в Париже. Тогда нападающие, которые расстреляли людей в центре самой французской столицы, попытались от преследования скрыться. Так можно ли вообще говорить о связи данных терактов друг с другом? На данный момент можно утверждать о связи между задержанием пресловутого "парижского террориста" С. Абдеслама в прошлую пятницу и масштабными взрывами во вторник.
Почему все это произошло?
Этот вопрос многие себе задают и в Бельгии, и далеко за ее пределами. Хотя в самом городе Брюсселе бытует мнение, что власти не способны справиться с нависшей террористической угрозой.
Чего хотя бы стоит тот факт, что С. Абдеслам после пресловутых парижских терактов достаточно успешно скрывался на территории Брюсселя. Был известен и район его пребывания, а также вся информация о террористе, но в течение почти что четырех месяцев его почему-то не могли найти. В действительности нужно признать: ни одна даже наиболее изощренная спецслужба не может справиться с терроризмом в его современном виде и в сегодняшней Европе.
Внешние атрибуты надлежащей безопасности – выстроенные автоматчики перед админзданиями – точно город не могли спасти от терактов, и это было ясно изначально. Нужно быть откровенным: вооруженная охрана никак не способна гарантировать полноценную безопасность даже тому органу, который сама охраняет. Для современного террориста-смертника абсолютно безразлично, есть ли рядом хорошо вооруженный военный или вовсе нет – взрывчатка одинаково срабатывает.
И, наконец, очевидно, что главные объекты атак – не офисные здания Еврокомиссии. Террористы выбирают обычно именно людные места. Метрополитен и аэропорт для этого - "идеальные" объекты. В каждый вагон не посадишь автоматчика, да и само по себе присутствие какого-либо вооруженного человека не спасет от теракта. В мире есть лишь несколько примеров успешной борьбы с системным терроризмом. Это государство Израиль и, в некоторой степени, Турция. Но беда здесь в том, что Евросоюз их опыт не может перенять. ЕС оказался... заложником своих ценностей.
И от них быстро и просто не отказаться. Ведь ценности, как известно, - база и фундаментальная составляющая для Евросоюза. В то самое время, как боевики ИГИЛ вообще играют без правил и даже за рамками для Европы привычной логики, европейские полицейские вынуждены соблюдать правила "мирного времени". Обыск? Согласно ордеру. Прослушивание? И оно с большими проблемами. "Уважение к частной жизни, презумпция невиновности, а также толерантность – именно те ценности, которые взращиваются и Европу отличают в лучшую сторону от всего "остального мира" – не позволяют на вооружение взять израильский вариант полноценной защиты от смертников", - отмечают специалисты издания "Биржевой лидер".
На время введенный особый режим даст спецслужбам небольшие рычаги, но никак не все. Европейская полиция не может определить именно потенциального террориста согласно признаку национальности или же его вероисповедания. Нынешних "потенциальных террористов" ограничивать не получится в трудоустройстве или в каком-либо доступе к социально значимым объектам. И даже особенные меры безопасности – прочные рамки металлоискателей, которые скоро точно появятся в большинстве людных мест – порой будут вызывать сильное возмущение со стороны европейских жителей. Но некуда деваться. Европе придется все-таки осознать: время изменилось, изменилась вместе с ним и реальность. Чтобы преодолеть масштабную террористическую угрозу, ЕС тоже придется определенно измениться.