Немало внимания привлекает к себе ситуация вокруг Надежды Савченко. По мнению некоторых экспертов, без освобождения украинской летчицы Кремлю нет смысла надеяться на снятие санкций. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на Би-Би-Си.
Некоторые события недавнего времени демонстрируют ориентацию Кремля на нормализацию отношений с цивилизованным миром. Не исключено, что причиной такого просветления в сознании кремлевских стратегов стали трудности в экономике государства. Сейчас даже самым далеким от экономики обывателям очевидно, что в условиях санкционного влияния успешное развитие невозможно.
После прекращения обстрела российской авиацией сирийской территории можно констатировать также переход в стадию заморозки конфликта на Донбассе. На фоне относительного затишья на фронте активизируются дипломатические контакты. На данное время роль одного из самых сильных раздражителей в отношениях между Киевом и Москвой является дело украинской летчицы Надежды Савченко.
Платой за аннексию Крыма в марте 2014 года стали не только введенные международным сообществом санкции, но и ссора с соседним народом, разрешение которой не обещает быть процессом быстрым и легким. Присутствует моральная составляющая также в деле Савченко, хотя прагматизма для Кремля в этой ситуации на самом деле мало. По большому счету, речь идет о судьбе одного человека, но международный резонанс, вызванный создавшейся ситуацией, переоценить трудно.
Президент Института национальной стратегии в Москве Михаил Ремизов отмечает, что сам факт вынесения жесткого приговора по резонансному делу значительно сокращает пространство для возможного маневра и обмена. Для нормального восприятия российским обществом обмена необходимо создание серьезной политической акции. Скорее всего, Москва может потребовать в обмен на украинскую пленницу и других задержанных освобождения заключенных в Украине пророссийских активистов, в том числе российских паспортов не имеющих.
Эксперт предполагает, что в случае принятия соответствующего решения Москвой сейчас, не исключено развитие событий по иному сценарию. Начало дела против Савченко происходило в других обстоятельствах. Очевидно, что сейчас Москва не может просто выйти из ситуации, просто сделав вид, что ничего не произошло. Более того, это утверждение применимо не только к делу Савченко, но ко всей ситуации вокруг украинского Донбасса.
Ранее Кремлем запущены многие процессы, произошел целый ряд неоднозначных событий. Случившиеся ранее события вызывают инерцию, с которой Москве придется справляться на протяжении ближайших нескольких лет, вне зависимости от отношения к тому или иному факту в теперешнее время. Российская элита, смотря издалека на действия политиков Вашингтона по защите демократии, также пожелала примерить мантию глобальной юрисдикции.
В результате возникли попытки российского Следкома выдвигать какие-то обвинения, связанные с действиями официального Киева в отношении Донбасса. Очевидно, что международное право рассматривает эти действия Следственного комитета России как вмешательство во внутренние дела. Формально события на Донбассе войной не являются, поскольку в последние несколько десятилетий объявление войны не происходит.
На почве неопределенной ситуации, по утверждению Ремизова, возникает целый ряд юридических коллизий. В частности, военных пытаются судить, используя при этом законы мирного времени. Вместе с тем действия военных происходят в ситуации войны самой реальной, но соответствующим образом с юридической точки зрения не оформленной. В итоге получаются такие странные судебные приговоры.
Директор Института анализа и менеджмента политики в Киеве Руслан Бортник в свою очередь утверждает, что дело Надежды Савченко для украинской политики и прессы стало очень важным. На данное время его можно назвать локомотивом, с помощью которого приводится в движение весь политический механизм. Эксперт напоминает, что градус негативного отношения к России в украинском обществе достигал максимального показателя в 2014 году, после чего начал некоторые снижение. В контексте суда над летчицей негатив к россиянам вновь сильно взлетел.
Комментируя возможность обмена Надежды Савченко, Бортник называет этот сценарий вероятным, но вряд ли об этом можно говорить с полной уверенностью в чем-либо. На создавшуюся ситуацию можно смотреть с нескольких разных сторон. Большую роль играет не только особенная роль украинской пленницы для Москвы, но и значительный резонанс на международной арене.
С одной стороны изначально Москва создавала из Савченко предмет для последующего торга. По сути, Савченко являлась одним из рядовых участников боевых действий, которые попадали в плен в огромных количествах. По состоянию на данное время большинство пленников успешно обменяны и вернулись домой.
Делу Савченко с самого начала придали публичный характер, избрали ее депутатом украинского парламента и делегатом в ПАСЕ. В результате значение Савченко выросло многократно, параллельно Донбасс, как и Сирия, в качестве предмета для торга оказались неудачным выбором. Именно поэтому Кремль может попытаться выдвинуть завышенные требования. К примеру, предложить обмен летчицы на уступки политического и экономического характера по Донбассу. Также очевидно, что при отсутствии позитивных продвижений по делу Савченко на снятие санкций Москва рассчитывать не может.