Судя по новостям мировых СМИ, нигде, кроме России, не отнеслись одобрительно к приговору украинской летчице Надежде Савченко. Зачем Россия в очередной раз противопоставляет себя мировому сообществу? Кремлю нужно поддерживать антиукраинские настроения в России, считает руководитель украинской редакции Deutsche Welle Бернд Йоханн.
Лауреат Нобелевской премии Светлана Алексиевич написала впечатляющую книгу «У войны не женское лиц». Это рассказы о женщинах, которые в рядах Красной армии защищали свою родину от нацистской Германии.
У Украины тоже есть свое женское лицо войны – это Надежда Савченко. Профессиональный летчик украинской армии защищала свою родину от российской агрессии. Но Кремль назвал ее убийцей, российские СМИ пишут о ней не иначе, как «наводчица Савченко», поэтому неудивительно, что российский суд приговорил украинку к 22 годам заключения – это почти максимальный срок наказания в Российской Федерации.
Карикатура российского художника Сергея Елкина
Почерк кремлевского руководства в этом подлом показательном процессе просматривается без труда. Еще задолго до суда прокремлевские СМИ сформировали в представлении россиян образ Савченко как государственного врага, которого нужно травить любыми дозволенными и недозволенными способами.
Суд не стал учитывать то, что слишком многое в результатах следствия оставило вопросы без ответов – взять, к примеру, хотя бы обстоятельства захвата украинки и переправки ее в соседнее государство. Никакие доводы защиты, никакие независимые экспертизы не поколебали уверенность российских судей в виновности Надежды Савченко.
Цель жестокого обвинительного приговора – продемонстрировать силу. Его главное предназначение – запугать. Но еще важнее осуждение украинской летчицы с пропагандистской точки зрения: оно должно подтвердить то, что уже два года вдалбливается в головы рядовых россиян – украинцы представляют опасность для России.
Н. Савченко идеально подходит для роли козла отпущения при таком запросе Кремля: она воевала в добровольческом батальоне, ее обвиняют в гибели двух российских журналистов, мотивами ее действий судьи назвали «ненависть и вражду типичной бандеровки».
Кремлю нужны враги – будь то украинцы, боевики на Северном Кавказе или джихадисты ИГ. Украина – самый удобный повод для этого. Развязанная Россией и подпитываемая российской регулярной армией война в Донбассе преподносится как гражданская война в Украине, в которой российские военнослужащие участия не предпринимают, хотя весь мир уверен в обратном – слишком уж много доказательств того, что сапог российского солдата топчет украинскую землю.
Надежда Савченко – не единственный гражданин Украины, попавший под расправу пропагандистской машины Кремля. Уже осуждены украинский кинорежиссер Олег Сенцов и крымский активист Александр Кольченко, параллельно идут судебные расправы над другими гражданами Украины, еще несколько десятков процессов готовятся. Все это нужно для поддержания антиукраинской истерии в российском обществе, резюмирует Бернд Йоханн.