Приговор, вынесенный российским судом по делу Надежды Савченко, стал провокацией мирового уровня, вызвав волну негативных комментариев, как со стороны политиков, так и со стороны политических экспертов за пределами Российской Федерации. Более детально о реакции на приговор Савченко в Украине и в мире узнавали журналисты раздела "Новости Мира" издания "Биржевой лидер".
Интернет-портал "Радио Свобода" отмечает слова Олега Соскина, возглавляющего Институт трансформации общества (Киев), который, комментируя приговор Надежде Савченко, назвал его антицивилизационным и попирающим нормы международного права. Он подчеркнул, что приговор, вынесенный Надежде, это, по сути, провокация мирового уровня. Если он получит свое практическое воплощение, то Савченко на 20 лет отправится в места лишения свободы, точно так же, как ранее отправились другие украинские патриоты, развезенные по Сибири.
Будет создан механизм, позволяющий Российской Федерации, например, похищать депутатов других стран – Грузии, Литвы, Эстонии, Латвии, и так далее. В частности, Москва может похитить главу Одесской ОГА Михаила Саакашвили, который, как заявили бы в РФ, создал террористический режим, приведший к гибели российских военнослужащих в Абхазии. Россия смогла бы судить экс-президента Грузии точно по такому же сценарию, как она судила Савченко. Российское государство в лице одного человека, узурпировавшего власть в стране, присваивает себе право на расправу с неугодными политическими деятелями из других стран.
По словам политолога Владимира Фесенко, возглавляющего ЦПИ "Пента", в Киеве никто не питал никаких иллюзий относительно российского правосудия – никто не ожидал оправдания Надежды, либо вынесения ей мягкого приговора. Здесь важен другой момент. Все ожидали вынесения приговора не для того, чтобы узнать, сколько лет лишения свободы получит Савченко, а для того, чтобы сразу же после оглашения приговора перейти к активным действиям, к активной фазе переговоров, направленных на ее освобождение.
Из Москвы поступали сигналы, что перспективы освобождения Савченко, перспективы передачи ее Украине будут рассматриваться только после того, как судом будет вынесен приговор по ее делу. Сразу же после того, как суд зачитал обвинительный приговор, начали звучать заявления о разных вариантах обмена, а украинские власти обратились к Кремлю с призывом относительно прямых переговоров по этому вопросу. Это и есть то самое главное, что должны были сделать украинские власти, и они это сделали.
Порошенко подтвердил свою готовность обменять Савченко на двух сотрудников ГРУ.
Украинский президент Петр Порошенко сразу же после оглашения приговора Надеже обратился к президенту РФ Владимиру Путину, и призвал его выполнить обещание, и отпустить Савченко. В качестве ответного шага президент Украины заявил о своей готовности вернуть в Россию двух сотрудников ГРУ, задержанных на украинской территории – капитана Ерофеева и сержанта Александрова.
Между тем Мария Захарова, официальный представитель МИД РФ, заявила, комментируя реакцию официального Киева, что украинская власть запуталась в собственной информационной кампании. По ее словам, президент Украины заявляет о готовности обменять Савченко на двух граждан РФ, тогда как украинское внешнеполитическое ведомство требует от Росси немедленно освободить Савченко, обвиняя одновременно с этим Москву в срыве выполнения минских договоренностей.
По мнению Фесенко, противоречия, на которые указала Захарова, на самом деле являются только лишь плодом ее воображения, поскольку одно вовсе не противоречит другому. Вопрос об освобождении украинки в контексте минских договоренностей поднимался еще с момента их подписания, и тогда Петр Порошенко ставил данный вопрос перед лидерами РФ, Франции и ФРГ, а также говорил о необходимости освободить Надежду на всех переговорах. Вполне возможно, что Захарова чего-то не знает, но освобождение Савченко в полной мере связано с практической реализацией достигнутых в столице Беларуси мирных договоренностей, и Москва просто не хочет признавать этого.
Политолог отметил, что существует один нонсенс, на который уже неоднократно обращала внимание украинская сторона – речь идет о том, что украинских граждан судят за пределами их страны, распространяя при этом на территорию Украины юрисдикцию Российской Федерации. Поэтому у российских официальных лиц наблюдаются явные проблемы с логикой, а заявления, которые были сделаны Петром Порошенко и Министерством иностранных дел, не содержат никаких противоречий друг другу.
Фесенко объяснил, что президент Украины рассказал о конкретной модели освобождения Надежды, и данная модель не противоречит минским договоренностям, поскольку в рамках данных договоренностей обмены происходят уже давно, хотя и, к сожалению, не равноценные. Например, за трех украинцев той стороне приходится выдавать шестерых сепаратистов и военнослужащих РФ. При этом очень заметным является желание российских властей сделать Надежду Савченко темой внутриукраинского конфликта, и Российская Федерация запускает в украинское информационное пространство разного рода провокационные тезисы, например, о нежелании Киева ее возвращать.