Нет оснований сомневаться, что на Северном Кавказе сейчас устраивают теракты те боевики, которые присягнули запрещенной в РФ террористической организации ИГ ("Исламское государство"), заявил профессор ЮФУ И. Добаев. Как пояснил данный эксперт-кавказовед, в наше время ИГ имеет мощную сетевую структуру, пишет "Росбалт".
"В 2013 году убили Доку Умарова, основавшего в свое время "Имарат Кавказ“. Сам "Имарат Кавказ" являлся отдаленным подразделением "Аль-Каиды“. Так как "Аль-Каида“ довольно слаба и не имеет реальных денег, то подразделения (вилаяты) "Имарата" постепенно стали переходить именно на сторону ИГ. По крайней мере, больше половины вилаятов, ныне входивших в "Имарат", сообщили, что сейчас они работают "под крышей“ ИГ. ИГ на той территории, которую контролирует, — вполне иерархическое государство, а вот вне территории контроля — разные сетевые структуры. А такие сетевые структуры себя как угодно могут называть", — пояснил И. Добаев.
Эксперт успел подчеркнуть, что северокавказские боевики ранее установили связь с ИГ непосредственно через тех россиян, которые решили уехать воевать на Ближний Восток на стороне пресловутых исламистов. "В 2013 году некоторые северокавказские боевики оказались в тупике, без какого-либо финансирования со стороны. А тут оказалось "Исламское государство", насильно расширяющееся на территории Сирии и Ирака. Тысячи российских экстремистов помчались туда. И вот через данных добровольцев и налажена была связь», — объяснил Добаев. Он обращает внимание, что больших идеологических различий в существующих доктринах ИГ, "Аль-Каиды", а также северокавказских ваххабитов нет, что поспособствовало легкому переходу от 1-й организации к 2-й.
ИГ и Северный Кавказ – мнения о связях.
А тем временем глава Центра исламских исследований современного Северного Кавказа Р. Гереев полагает, что причисление себя к последователям ныне запрещенной в РФ ИГ стало трендом среди многочисленных северокавказских радикалов. Как объяснил эксперт, с этим напрямую связано и "заявление ИГ" о полной ответственности за недавно произошедшие взрывы в Дагестане. "Кавказский эмират" был полностью в свое время поглощен новой организацией ИГИЛ. Сам ее информационный тренд очень сильно работает. Непосредственно пропагандистская линия разных радикальных общин, главным образом, сирийских, подает личную информацию о событиях в том ракурсе, который импонирует определенному проценту молодежи", — уточнил Р. Гереев. Эксперт успел подчеркнуть, что уже явно назрела эта проблема, и для полноценного противодействия ей нужно выстраивать адекватную информполитику.
Образ ИГ оказался привлекателен для экстремистов на территории Северного Кавказа, считает глава Центра региональных исследований известного Института социологии и регионоведения ЮФУ В. Черноус. Как объяснил политолог, по этой причине многие северокавказские боевики себя объявили частью ИГ. "Для каждого мусульманина идеальной страной является халифат, другими словами исламское государство. Иное дело, что тот "проект", который ныне реализует данная группировка, к идеальному, непосредственно с точки зрения мусульман, государству не имеет вообще никакого отношения", - уточнил В. Черноус.
Эксперт согласился, что северокавказские радикалы установили действительно связи с своими собратьями на территории Ближнего Востока. "Те террористические группировки, которые ныне действуют на Северном Кавказе, связаны в некоторой степени с ИГ. Много выходцев из Дагестана активно участвует в войне в Сирии. Но для всех остальных данная связь оказалась больше символической. Число боевиков в Дагестане или в иных регионах нынешнего Северного Кавказа не увеличивается, а уменьшается каждый год", - констатировал г-н Черноус, информируют специалисты издания "Биржевой лидер".
Он уверен, что ряды таковых группировок пополняют те, для кого вообще не приемлемо цивилизационное современное устройство. "Сейчас мотивация может быть широкой: спектр участников – от «идеалистов» до коррумпированных групп, которые манипулируют этими «идеалистами». Что до происхождения самого явления ИГ, то также нужно посмотреть и на усиление со стороны праворадикальных групп в целом мире", - объяснил Черноус.
В свою очередь, старший научный сотрудник МГИМО А. Ярлыкапов считает , что северокавказские боевики имеют уже не только лишь "брендовую" связь с ИГ, но и финансовую,. Как заявил он, можно говорить и о том, что ИГ руководит данными радикалами.
"Все эти пресловутые боевики — это те люди, которые в свое время были в "Имарате Кавказ", связанным с "Аль-Каидой", и в итоге переприсягнули "Исламскому государству". В данном смысле они используют "бренд" ИГ. Но это совсем не означает, что они иначе никак не связаны с ИГ. Напоминаю, что активизация в Дагестане террористической деятельности произошла в конце прошлого года, когда расстреляли в крепости Дербента людей. Перед этим стали поступать сведения, что ИГ, на самом деле, начало налаживать финансирование ему переприсягнувших боевиков на Северном Кавказе", - объяснил Ярлыкапов. По мнению данного эксперта, финансовая подпитка боевикам позволила активизировать свою террористическую деятельность.