Сегодня, второго апреля, Республика Беларусь и Российская Федерация отмечают двадцатую годовщину подписания Договора о едином Сообществе двух стран. Об этом в своей статье для издания Deutsche Welle рассказала обозреватель Наталья Макушина. Спустя год после того, как этот документ был подписан в 1996 году, его взяли в качестве основы для создания Союзного государства.
В то время российский и белорусский президенты Борис Ельцин и Александр Лукашенко выступили с заявлением о необходимости унифицировать законодательную база таким образом, чтобы она гарантировала нерушимость суверенитетов. Кроме того, между Минском и Москвой предусматривалось создание единого экономического пространства, проведение скоординированных действий во внешней политике и обороне, а также отсутствие границ, которое как белорусы, так и россияне могли бы использовать с выгодой для себя.
Впрочем, как отмечают эксперты раздела «Новости Мира» журнала для инвесторов «Биржевой лидер», развитие союзного проекта Беларуси и России было вовсе не таким, как предусматривалось в декларации, и постоянные конфликты и торговые войны становились причиной уверенного охлаждения между обеими странами. Более того, стало очевидным, что у авторитарных режимов есть способность умело использовать хорошие отношения в качестве мифического «единства народов». Впрочем, если верить социологам, в случае проведения в Беларуси референдума об объединении с Россией свыше пятидесяти процентов граждан эту идею не поддержали бы, несмотря на то, что российские и белорусские политики, как только могут, продвигают идею о том, что оба народа разделяют духовную близость и общую историю.
Испытание на практике.
У граждан Беларуси увеличилось стремление отдалиться от Москвы после того, как отношения Кремля и Запада существенно ухудшились после незаконной аннексии Крыма. Подтверждением этих данных стали итоги проведенного в прошлом месяце опроса Независимого института социально-экономических и политических исследований (НИСЭПИ) в Вильнюсе. Наибольшие опасения белорусов заключаются в том, что их страна может попасть под влияние длительного конфликта России с Европейским Союзом и Соединенными Штатами.
Любопытно, что в то же время семьдесят процентов участников опроса заявили о своей большей близости к россиянам, чем к европейцам. Также, по результатам продолжающихся много лет наблюдений социологов из России, становится понятно, что большая часть россиян с позитивом воспринимают белорусов. Поэтому, считает Наталья Макушина, это только подтверждает наличие единства к двадцатилетнему юбилею подписания российско-белорусского договора о едином Сообществе.
К тому же граждане обеих стран в пределах Союзного государства на самом деле наделены возможностью свободно перемещаться через государственную границу без необходимости оформлять визы. А еще и россияне, и белорусы могут почти одинаково без проблем трудоустроиться, выбрать место жительства, получить образование, медицинскую помощь и социальное обеспечение как в одной, так и в другой стране.
При всем этом год за годом развитие союзного проекта Беларуси и России тормозилось, несмотря на существование у него всех нужных составляющих – чиновнической армии, Союзного парламента, собственности, средств массовой информации и даже совместного бюджета, который в текущем году равен шести миллиардам российских рублей. У Минска и Москвы исчерпаны возможности для совместного рост экономики, а в связи с обвалом стоимости нефти между обоими государствами произошел обвал товарооборота с когда-то сорока миллиардов долларов примерно на тридцать процентов.
Не принесли успеха также некоторые основные проекты, которые могли стать толчком для экономической интеграции двух стран. С этим согласился российский посол в Республике Беларусь Александр Суриков. При этом он во время встречи с журналистами в пятницу намекнул, что с Александром Лукашенко сложно найти общий язык, так как он не захотел продавать в РФ акции Минского завода колесных тягачей (МЗКТ), «Беларуськалия» и нефтеперерабатывающих заводов. Кроме того, белорусский лидер не намерен объединять белорусский МАЗ с российским КамАЗом.
Прошли времена, когда в торжественной обстановке выкапывали пограничный столб на белорусско-российской границе. Россия под руководством Владимира Путина вернула свои таможенные посты на прежние места в связи с контрабандой с белорусской территории санкционной европейской продукции.
Не один год, благодаря политике интеграции с Россией, Беларусь имела доступ к дешевым энергетическим ресурсам. По информации экономистов, размер соответствующих дотаций составлял около пятнадцати процентов размера валового внутреннего продукта. Ну а у Кремля есть свои интересы на территории Беларуси, в частности, Путин не прочь использовать ее в качестве военного плацдарма на западном направлении.
Впрочем, дружественная риторика Минска стала гораздо слабее после того, как в Кремле сообщили о прекращении преференций для Беларуси. Трудно не отметить, что в ответ в белорусских средствах массовой информации появляется все больше информации о более тесном взаимодействии Минска со странами ЕС и США, а не об интеграционных проектах с Россией.