Один из ведущих российских экономистов Сергей Гуриев около трех лет назад был вынужден покинуть родину из-за преследования со стороны властей за критику превращения концерна «ЮКОС» в государственную компанию. Сейчас он работает в парижском исследовательском институте Sciences Po и готовится занять пост главного экономиста ЕБРР. Немецкое издание Die Welt побеседовало с Гуриевым о нынешнем состоянии российской экономики. С мнением экономиста знакомит издание «Биржевой лидер».
Экономический кризис продолжается в России уже около двух лет, но говорить о его дне пока не приходится. Так считает Гуриев, который отмечает снижение темпа падения, но оно продолжается. А в целом темп зависит от цен на нефть. В текущем году, согласно усредненному консенсус-прогнозу, снижение составит 1 процент, но если цена нефти упадет до 35 или 30 долларов, то в таком случае снижение достигнет 2 процентов. Влияние санкций? В прошлом году сокращение ВВП составило около 4 процентов. Если бы цены на нефть были прежними, а санкций не было, то экономика бы росла примерно на 2 процента. На самом деле санкции усиливают негатив от снижения нефтяных цен, поскольку доступ к легким деньгам для России усложнен. При этом экономист считает необходимым учитывать не только нынешние санкции, но и то, что они могут быть усилены. Эти риски сильно беспокоят инвесторов, и потому капитал уходит из страны.
При этом важно отметить, что Россия столкнулась бы с кризисными явлениями и при старых ценах на нефть, но сказывался бы только на росте. При этом сложно оценить полностью эффект от падения цен на нефть, поскольку решением Центробанка в 2014 году курсу рубля стал плавающим, тогда как до этого ЦБ активно корректировал ситуацию. Отпущенный рубль смягчил эффект от падения нефтяных цен и частично защитил российских производителей. Однако наряду с этим эффектом доступ к кредитам из-за финансовых санкций стал дороже. Хотя, дело, конечно, не только в кредитах, но и плохой защите собственности, в отсутствии независимой юстиции.
Два года назад Гуриев предсказывал, что для населения санкции станут чувствительными в 2017-2018 году, но как теперь отмечает экономист с тех произошли важные события - Россия объявила о вводе продуктового эмбарго в ответ на западные, что непосредственно сказалось на россиянах через рост цен на продукты. Вместе с тем санкции против России были ужесточены. Также важно, что резко сократились инвестиции, в том 2014 году из страны ушли фантастические 150 млрд. долларов. Два года назад все это было тяжело предсказать. Есть у санкций и неформальная сторона, так как не раз доводилось слышать о том, что чиновники на Западе не рекомендуют компаниям делать инвестиции в Россию. Сейчас можно услышать о том, что на Западе идут разговоры о возможной отмене или ослаблении санкций. Однако Гуриев указывает на тот момент, что при этом и европейцы, и американцы говорят одно: такое решение зависит от реализации Минских соглашений. Но при этом экономист уточняет, что он не может быть советником Запада.
Америка и Европа важнее для Китая, чем Россия.
В своей недавней работе Гуриев указал, что Путин решил пойти по пути деглобализации. В Кремле поняли примерно в 2012 году, что избранная модель роста перестала работать. Но получилось так, что негласное соглашение с народом о его невмешательстве в политические вопросы в обмен на стабильный уровень благосостояния, завершается. В такой ситуации в Кремле решили сделать другую ставку и разыграть националистическую карту, это привело в итоге к санкциям и оставило Россию в изоляции. Однако остается под вопросом, что будет дальше делать Россия, если с нее снимут санкции. Как признает экономист, об этом судить сложно. Если судить по заявлениям, что раздаются с российской стороны, то можно заметить, как там хотят покончить с изоляцией - слишком дорого она обходится. С другой стороны, важно понять, сможет ли нынешняя власть сделать что-то для отмены изоляции или прежде понадобится ее смена власти.
По словам Гуриева, он не может это комментировать, однако может утверждать, что даже в случае отмены санкций российское руководство продолжит оставаться в сложной ситуации. Экономических проблем действительно много. Как можно было ранее заметить, было даже принято решение отказаться от бюджетного планирования на три года, а далее были сокращены расходы. Но что придется делать, если ситуация заставит сократить доходы еще больше? Если нефтяные цены снизятся еще, к примеру, до уровня на начало нынешнего года. В таком случае, считает экономист, средств Резервного фонда хватит только на 2016 год. Если же цены на нефть останутся такими, как сейчас или даже поднимутся до 50 долларов за баррель, то возможностей Резервного фонда хватит на нынешний год, но не на 2017-й.
Путин только на словах реформатор, отмечает Гуриев, но на самом деле он только в начале 2000-х, когда цены на нефть были тоже столь низки, как и сейчас, реформировал Россию и интегрировал ее в мировую экономику. Так что опыт у него есть, но сейчас ему будет сложнее, потому что он утратил доверие Запада. Россия попробовала развернуться в сторону Китая, но он тесно связан и с Америкой, и с Европой. Это те партнеры, что гораздо крупнее и важнее для Китая, чем Россия. Поэтому, по мнению экономиста, планы России были изначально излишне амбициозными.