Скандальная ситуация с «Панамским досье» подтолкнет к полной прозрачности офшоров. Уже в скором времени доступ к данным о состоянии активов людей получат налоговые и правоохранительные органы всех стран и «утечки» станут не нужны, делится мнением о проблеме с РБК партнер юридической фирмы Forward Legal А. Карпенко. С мнением эксперта знакомит издание «Биржевой лидер».
За всю историю «Панамское досье» стало одной из самых крупных «утечек» данных об офшорных компаниях и сделках. Но при этом весь шум вокруг ситуации достоин разве что славы журналистских расследований, а вот налоговые и правоохранительные органы эту информацию все равно бы получили, только позже. Владение компанией в офшоре, проведение сделок с ней и обладание счетами не несет для бизнесменов никакой ответственности как за что-то запрещенное, однако если при этом выплачиваются налоги и не нарушаются прочие законные операции, как, например, обращение валют, а также зарубежные активы не используются для отмывания средств.
Для чиновников разных стран ситуация несколько иная. Возможно владение компанией в офшорах и счетами, хотя в отдельных странах иметь за границей счет чиновникам запрещено. В России с недавних пор действует закон, который направлен на противодействие коррупции, согласно которому чиновники всех рангов должны отчитываться о своих активах, в том числе о наличие счетов и компаний в офшорах, а также показывать информацию о доходах своих супругов и несовершеннолетних детей.
Впрочем, если в декларации не будет указано владение офшорным имуществом, но при этом не совершались коррупционные действия и отмывание преступных средств, то нарушитель понесет лишь дисциплинарное наказание, предусмотренное Трудовым кодексом — замечание, выговор, увольнение. Так происходит в большинстве цивилизованных стран - чиновник уходит в отставку сам или его отправляют компетентные органы. Так что отсутствие данных в декларации, согласно мировой практике, - это дисциплинарное нарушение, но никак не преступление. С другой стороны, материалы, которые стали достоянием общественности, могут стать основанием для проведения проверок уполномоченными органами. Если есть признаки нарушений, то это их прямая обязанность. Кроме того, во многих странах работают механизмы общественного контроля, а также пресса, они не позволят оставить такие дела без реакции и проверок. В целом эффективность расследований зависит больше не от законодательства, а от развития в конкретной стране общественных институтов.
Офшоры скоро потеряют былую привлекательность.
С начала прошлого года действует закон о контролируемых иностранных компаниях. Суть в том, что под ответственность попадают не за то, что владеют активами в офшорах, а за аккуратное декларирование таких активов и оплату необходимых налогов с доходов. Налоговая тайна не позволяет точно знать о том, сообщили ли фигуранты скандальных публикаций о своем зарубежном имуществе в офшорах, возможно, они так и сделали, и соответствующая информация государству известна. В таком случае фигуранты только теряют в моральном и репутационном плане от раскрытия конфиденциальной информации. Если же кто-то скрыл от декларации компании, то их ждет достаточно легкое наказание - 100 тысяч рублей за каждую незадекларированную компанию.
После штрафа офшорные доходы придется декларировать и оплачивать налоги. Однако вскоре такая участь ждет всех, отмечает автор. В феврале 2014 года на сайте Организации по экономическому сотрудничеству и развитию были опубликованы стандарты автоматического обмена налоговой информацией. Планируется, что страны, участвующие в ОЭСР будут вести автоматический обмен информацией об инвестиционных доходах, остатках денежных средств на счетах, бенефициарах трастов, акционерах компаний и прочее. Эту информацию должны предоставлять банки, финансовые институты, управляющие капиталами, в том числе располагающие секретной информацией или отвечающие за хранение секретов.
Присоединение к международному налоговому обмену России намечено на 2018 год, а около четырех десятков государств, в частности столь популярные в России офшорные территории, как Гибралтар, Британские Виргинские острова, согласились с графиком, согласно которому автоматический обмен информацией они начнут с 2017 года. В связи с этим разорвавшаяся «информационная бомба» стала своевременной лишь с учетом того, что в скором времени информация, подобная «Панамскому досье», будет поступать налоговикам и правоохранителям в автоматическом режиме. Фактически это будет означать, что офшоры перестанут считаться выгодным «тайным карманом» мировых элит. Однако, с другой стороны, с точки зрения оптимизации налоговых расходов офшорные юрисдикции продолжит использовать крупный бизнес, но не сберегать ворованные деньги, заключил Карпенко.
Скандал «Панамагейт», который развивается последние пару дней, уже привлек внимание правительств крупных государств, которые пообещали провести тщательную проверку вскрывшихся фактов. Вероятно, это еще не приближает историю к завершению, поскольку в дальнейшем могут последовать громкие отставки, как, например, это уже произошло сегодня в Исландии, где покинул свой пост премьер-министр страны, имевший активы в офшорах. Кроме того, журналисты, которые занимались расследованием, обещают представить новые факты.