Выполнение Минских соглашений остается краеугольной темой урегулирования на Донбассе. В этой связи украинским властям предстоит сделать выбор – выполнить договоренности в нынешнем виде и получить в этом деле поддержку Запада или затягивать принятие решения, что приведет к заморозке конфликта. Старший научный сотрудник Института Брукингса Сергей Алексашенко поделился своим мнением о перспективах развития конфликтной ситуации на востоке Украины. С мнением эксперта знакомит издание «Биржевой лидер».
Как отмечает Алексашенко, недавно в Atlantic Council в Вашингтоне прошло обсуждение Минского процесса. Из всего того, что прозвучало в отношении территорий с особым статусом (ТОС) сложилась впечатление, что всем заинтересованным сторонам при наличии собственных интересов в этом деле интересно сохранить нынешнюю ситуацию. Кремль использует излюбленную тактику по захвату заложников. В результате под его контролем появилась территория, сопоставимая с небольшим европейским государством с примерно 4 млн. человек на ней. Те, кто захватывает заложников, как правило, не преследуют никаких особых целей, кроме того, чтобы променять их на что-то ценное.
Пока идут выяснения и переговоры или не идут, заложников нужно содержать с минимальными тратами. Каковы требования Кремля в этом деле не вполне понятно, потому что никто их не артикулирует и не подкрепляет требования переговорной тактикой. Поэтому эксперт соглашается с утверждением, что настоящая цель России - дестабилизация Украины притом, что настоящие расходы на это для нее не столь и велики. Издержки на сепаратистов небольшие, а тот эффект, который нанесли западные санкции, уже произошел, и даже их отмена не будет означать возвращения ситуации в прошлое состояние. Из этого эксперт делает вывод, что удерживание заложников является гарантией того, что Москва не собирается выполнять Минские соглашения, и будет продолжать ждать, пока не поступит какое-то интересное соглашение.
Сепаратистам также выгодна существующая ситуация. Они получили под контроль большие территории, где могут контролировать финансовые потоки, контрабанду и оружие. А вдобавок к тому получили возможность иногда посидеть за одним столом с сильными мирами всего, или хотя бы побыть где-то рядом. В такой обстановке непонятно, зачем они должны выполнять Минские соглашения. Европе, конечно, совсем не нравится то, что происходит с российской помощью на востоке Украины, но с другой стороны для них важно, чтобы там не горел пожар ожесточенной войны и кто-то сбивал самолеты с европейским пассажирами.
В связи с этим для европейцев приоритет в том, что любые переговоры это лучше стрельбы. Военные возможности Европы сосредоточены в НАТО, а там заправляют США, для которых украинский конфликт не является критической сферой интересов и потому президент, скоро покидающий свой пост, не обязан в эту ситуацию вмешиваться. Для ужесточения европейских санкций должен быть какой-то серьезный довод, поэтому фиксация нынешней ситуации европейцев устраивает, а для того, чтобы можно было показать свое участие, существуют переговоры.
Украина, заняла скорее выжидательную позицию с ограниченной войной и перманентными переговорами. Причем переговорный процесс происходит без фиксации результатов в расчете на то, что со временем российская позиция под внешним давлением ослабнет, а украинская станет сильней, но это по сути, как считает эксперт, вариант топтания на месте – без определенной цели.
Какие могут быть варианты?
Перспективы развития ситуации вокруг ТОС предполагают, по мнению Алексашенко, несколько сценариев. Украинские власти могут провести военную операцию по освобождению ныне не контролируемых территорий и возвращения их под свое управление. Либо другой вариант – Минские соглашения выполняются и ТОС реинтегрируются в жизнь Украины. Или украинские власти могут решить, что они не будут реинтегрировать эти территории, а назовут их «оккупированными Россией» и будут добиваться соответствующего статуса в ООН. Еще один вариант - ничего содержательного и дальше происходить не будет, конфликт замораживается с попытками давления Запада на Россию. При этом, возможно, что Украина откажется вообще от Минских соглашений и потребует новых переговоров, но тогда нельзя исключать нового проявления российской агрессии с дальнейшим появлением более тяжелого варианта Минских соглашений.
Реализация военного сценария, по мнению эксперта, маловероятна, так как в обозримом будущем украинская армия не сможет стать сильнее российской, по другим сценариям статус ТОС так или иначе будет признан и все реальные варианты, по сути, сводятся к выполнению Минских соглашений. Эти соглашения, какими бы ни были по своей сути, позволили перейти Украине от состояния войны к созиданию. Кроме того, соглашения позволили определенным образом давить на Россию. В вопросе выполнения Минских соглашений задача состоит для Украины в том, чтобы поскорее освободить собственные ресурсы, для того чтобы направить их на развитие, а значит, было бы правильно пойти на определенные временные тактические жертвы, рассчитывая в итоге получить победу.
Поэтому на пути к тому, чтобы восстановить власть Украины на ТОС, то есть взять под контроль всю свою границу, нужно пойти на оговоренные в соглашении условия, снабдив их необходимыми оговорками, как, например, провести местные выборы, но полномочия депутатов вступят в силу лишь тогда, когда граница окажется под контролем Украины. Или по вопросу вступления в НАТО следует признать, что и самом Альянсе Украину пока принять не могут, значит стоит согласиться с условиями референдума по вопросу вступления в НАТО. А затем, когда в Альянсе созреют для приглашения Украины, то и в России может изменится обстановка или в Украине может возрасти поддержка такого решения. Но только не оставаться на выжидательных позициях, подчеркивает эксперт.