Создание еще одной силовой структуры в России у многих россиян вызывает недоумение. Эксперты главной задачей Нацгвардии называют защиту власти от народа и отдельных нелояльных группировок. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Росбалт».
Общественность, пользователи соцсетей и эксперты рассматривают создание в России дополнительной силовой структуры - Национальной гвардии. Практически все эксперты убеждены, что главной причиной формирования Нацгвардии является рост напряженности внутри Российского государства.
Политолог Дмитрий Орешкин уверен, что Нацгвардия будет скорее «личной гвардией Путина», поскольку командовать новой структурой сможет только президент. Без проблем определяет Орешкин также необходимость создания Нацгвардии именно сейчас. Эксперт убежден, что внутри элит нарастает уровень напряженности, что заставляет президента испытывать беспокойство по поводу своей личной безопасности.
Напоминает эксперт, что от введенных мировым сообществом санкций в последние два года страдают в основном представители российских элит. Кроме того, причиной для опасения в Кремле является ухудшение экономической и социальной ситуации. В возможность начала в России аналога «оранжевой революции» политолог не верит. Тем не менее высокой он называет вероятность государственного переворота, поскольку в результате обострения внешнеполитической ситуации многие влиятельные люди вынуждены терять прибыль. Поэтому и появилась необходимость в создании силовой структуры, мощной и лояльной к президенту.
Еще одной причиной создания Национальной гвардии аналитик считает то, что президент сейчас находится в очень узком коридоре возможностей. Орешкин констатирует, что хозяин Кремля действует в системе ценностей, в которой правота определяется силой. Поэтому для укрепления своих позиций глава государства создает еще одну силовую структуру вместо решения настоящих проблем, которые стоят перед Россией, что напоминает реакцию на проблемы советской власти.
Отмечает Орешкин, что в окружающем пространстве врагов на самом деле много, но находятся они вовсе не там, где их пытается увидеть российский президент. В качестве предателей сейчас выступают нефть, рубль, «Боинг» из Малайзии и офшор из Панамы. Хозяин Кремля четко видит, что система вокруг недостаточно эффективна, поэтому в качестве дополнительной поддержки создает еще одну силовую структуру. Тем не менее вряд ли можно назвать такой способ действий достаточно эффективным. Орешкин напоминает, что силовых структур в России и без того достаточно, а еще один лист брони на слабой внутренней инфраструктуре не спасет от неприятностей.
Политолог Николай Петров, профессор ВШЭ, полагает, что причиной создания Национальной гвардии является страх перед потенциальным усилением протестных настроений на фоне ухудшения экономических показателей. Эксперт утверждает, что в 2011-2012 годах с протестной активностью ФСБ не справилась, что стало причиной недовольства со стороны главы государства. Тем не менее после проведения Олимпиады в Сочи силовые структуры вновь оказались на почетном положении.
Вместе с тем проблема противодействия массовым протестам осталась нерешенной, низкую эффективность демонстрирует ФСБ в этом направлении. По-прежнему нельзя назвать эту структуру надежным способом подавления протестной активности. Для решения этих задач, по мнению Петрова, создается Нацгвардия. Кроме того, еще одной причиной является необходимость структурных изменений в российских силовых ведомствах.
По состоянию на сегодняшний день ФСБ является структурой огромной, достаточно сильный противовес которой отсутствует, что можно назвать потенциальной опасностью для власти. Петров уверен, что Национальная гвардия в России станет своеобразным «МВД 2.0» и силой, специально предназначенной для решения определенных задач. В результате в распоряжении Москвы окажется специальная структура для решения вопросов, связанных с протестами и массовыми демонстрациями. С учетом этой особенности подчинение Нацгвардии непосредственно президенту принципиального значения не имеет, поскольку МВД также, по сути, руководит хозяин Кремля.
В то же время аналитик убежден, что Национальная гвардия станет противовесом мне только для ФСБ, но и для армии. В последнее время политическое значение Вооруженных сил значительно возросло. В случае если Нацгвардия по численности будет равна армии Великобритании, в определенном смысле новая структура может стать сильным противовесом даже Минобороны.
Политолог Алексей Макаркин также отмечает, что главными причинами создания новой структуры являются российские события 2011-2012 годов и Майдан в Украине 2013-2014 годов. По состоянию на данное время протестные настроения политической направленности довольно слабые, особых опасений они не вызывают. Тем не менее достаточно причин для волнения содержится в экономике страны.
Вряд ли есть смысл ожидать скорых улучшений в экономике России, поэтому большая часть российского населения сильно взволнована. Население чувствует, что ожидания хорошей жизни не оправдываются. Из истории известно, что нередко протесты экономического характера выливаются в демонстрации политические. В качестве примера можно назвать события 1905 года, происходившие в 1917 году, а также в Стране Советов периода конца 1980 годов. Желание создать силовую структуру для подавления протестной активности, по мнению Макаркина, свидетельствует о том, что в Москве к развитию событий по такому сценарию уже готовятся.