Нынешний Папа Римский опубликовал личное апостольское обращение - основной документ, что выражает отношение самой Римско-католической церкви к разным вопросам брака и семьи. В нем приведена мысль о необходимости во внимание принимать сегодняшние реалии и проявлять намного меньше осуждения и побольше понимания в отношении к людям в тех или иных "неправильных" ситуациях.
Сам документ, который носит название "О любви в семье", вообще не содержит пересмотра известной католической доктрины, на что, возможно, надеялись некоторые люди, но в нем говорится, что церкви следует все же проявлять понимание по отношению к реалиям сегодняшней семейной жизни.
"К тому же он открыл возможность в каждой стране для епископов трактовать известную католическую доктрину согласно с местной культурой", - сообщает журналист "Би-би-си" по разным религиозным вопросам К. Уайятт. Документ в деталях раскрывает отношение нынешнего понтифика к браку, семейной жизни, контрацепции, а также воспитанию детей.
Многие трудные вопросы.
Специальное апостольское обращение – это один из инструментов осуществляемой коммуникации между предводителем Римско-католической церкви и всей его паствой. Оно верующих побуждает к определенным действиям, но не формирует при этом вероучительную доктрину. Как считается, апостольское обращение формально имеет меньшую силу, нежели папская энциклика, но параллельно более высокую, если сравнивать с другими апостольскими письмами, церковными посланиями, а также иными письменными обращениями самого понтифика. Папа над этим документом работал в течение долгих трех лет. Он основан на двух синодах, что всецело посвящены этим вопросам. Официальной его публикации с большим волнением ожидало больше 1,3 миллиарда католиков во всем мире.
На начальном этапе масштабной подготовки этого документа папа Франциск решил разослать анкету семьям в разных уголках мира. В ней содержались вопросы об их страхах и надеждах. Потом понтифик собрал епископов с кардиналами на два заседания синода, что проходили в Ватикане, во время которых их призвал к откровенным дебатам и даже высказываниям собственных возражений именно по вопросам, которые провоцируют раздоры в католической церкви в большинстве стран.
При этом среди тем, что вызывали самые горячие споры, - вопросы допуска к тайному причастию тех, кто ранее развелся и опять вступил в брак, контрацепции и непосредственно отношения к католикам-геям. Как сообщают СМИ, читая апостольское постсинодальное обращение, можно достаточно четко понять позицию нынешнего папы Франциска с той минуты, как он вступил на минное поле непростого католического учения по вопросам семьи и брака.
Консерваторы с либералами.
Папа Франциск очень хочет, чтобы современные священнослужители старались проявлять более тонкую разборчивость в разных делах, как он сам выразился, уязвленных семей и были больше сострадательными, нежели осуждающими. Он критикует также индивидуализм, приведший к тому, что на Западе многие люди ставят собственное личное удовлетворение выше нужд супругов. Папа говорит твердое "да" половому образованию, но при этом настаивает, что оно проводиться должно только в рамках учения о любви.
Через 256 страниц данного послания настойчиво проведена мысль о большей чуткости именно со стороны пастырей: наилучшей подготовки ко многим аспектам брака и намного большего понимания еще и со стороны приходских священников и всех иных к людским слабостям. В то самое время как консерваторы в католической церкви не желали, чтобы нынешний понтифик вносил какие-либо изменения в существующую доктрину по данному вопросу, либералы были уверены, что папа церковь призовет к явно более благосклонному отношению ко всем тем, чья семейная жизнь соответствует не в полной мере церковным эталонным представлениям
Несколько прогрессистов в церкви – к примеру, влиятельный немецкий кардинал В. Каспер – призывали обязательно предоставить возможность епископу или священнику решать только в частном порядке и в каждом индивидуально взятом случае, можно ли в церкви восстановить в полной мере и допустить также к причастию тех, кто развелся и вступил повторно в брак. В то же самое время сторонники вполне традиционного церковного уклада указали, что подобного рода шаг девальвирует принципы, что установлены были Иисусом Христом, исходя из которых, брак нерасторжим.
Закрывая в прошлом году заседание синода, папа осудил тех церковных иерархов, которые, по его личному выражению, прячут в этом вопросе свои головы в песок. По словам действующего понтифика, их приверженность исключительно строгой доктрине возобладала над их личной заботой о многочисленных страдающих семьях. Как отмечает К. Уайятт, в итоге появился документ, в котором Франциск виртуозно прошел по натянутому канату, пробуя не допустить отчуждения ни традиционалистов, ни тех, кто мечтает о радикальных переменах.
По мнению экспертов, информируют специалисты издания "Биржевой лидер", сказанное папой, вероятно, будет восприниматься как победа с обеих сторон, ведь его обращение содержит слова, которые услышать хотели и традиционалисты, и те же либералы.