Несмотря на то что в Кремле называют панамский скандал выпадом против России, стало известно, что большая часть фигурантов расследования являются китайцами. Об этом информируют эксперты раздела «Новости Мира» издания для инвесторов «Биржевой лидер» со ссылкой на Deutsche Welle. Произошедший ныне скандал с офшорами для руководителей КНР – очень неприятный момент.
То, что находящаяся в Панаме юридическая контора Mossack Fonseca делает основной акцент на Китае, было ясно давно. Дело в том, что у фирмы имеются семь филиалов на территории материкового Китая, а еще одно представительство находится в Гонконге. То есть это превышает показатель любой другой страны мира. У интернет-страницы конторы даже есть версия на китайском языке. Поэтому «Панамское досье», которое было опубликовано Международным консорциумом журналистских расследований (ICIJ), стало только очередным подтверждением этого впечатления.
В предоставленной документации в качестве места жительства собственников большей части офшоров был отмечен материковый Китай, а второе место досталось Гонконгу. В общей сложности, если верить информации авторитетного немецкого издания Süddeutsche Zeitung, которое к тому же является одним из партнеров ICIJ, Китай является владельцем ни много ни мало примерно трети всех действующих офшоров, прошедших регистрацию посредством Mossack Fonseca. Еще одна цифра помогает лучше представить, какими были масштабы бизнеса – на протяжение прошлого года юристами панамской фирмы в КНР были выставлены счета за 16 300 офшорных компаний.
Все знакомые лица.
Впрочем, поводом для удивления является не только то, сколько граждан КНР задействованы в Panama Papers. Уже известно, что в списке клиентов компании Mossack Fonseca можно было увидеть также родственников и трех членов Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК. В этом комитете, за которым закреплена роль высшего руководящего органа в Китае, работает всего семь человек, в том числе глава государства и председатель КНР Си Цзиньпин. В «панамском списке» также можно увидеть его родственников, в частности мужа родной сестры Си Цзиньпина, которого считают собственником трех фирм, расположенных на Британских Виргинских островах. Однако после 2012 года, когда Си Цзиньпин занял должность главы государства, работа этих фирм была полностью прекращена.
У более активных офшоров, оформленных на имя родственников других двух сотрудников Постоянного комитета, о которых шла речь в «панамском досье», а также других партийных функционеров, указан более низкий ранг. В опубликованных документах также можно встретить имена людей, которые являются родственниками бывших руководителей страны – к примеру, речь идет о дочери бывшего премьера Госсовета КНР Ли Пэна.
«Обвинения беспочвенны».
Реакция со стороны официальных представителей внешнеполитического ведомства Китая себя долго ждать не заставила – там сообщили, что расследование ICIJ – это обвинения, не имеющие под собой никакой почвы. А журналисты подконтрольной государству газеты The Global Times считают, что речь идет о «кампании по дестабилизации». Вместе с тем какая-либо информация относительно упомянутых в расследовании конкретных представителях политической или экономической элиты страны в средствах массовой информации Китая отсутствует. Всю информацию о «панамском досье» они сводят к предъявляемым обвинениям в адрес президента России Владимира Путина и главы правительства Великобритании Дэвида Кэмерона.
Но, как оказалось, и это еще не все. Гонконгский портал China Digital Times сообщил, что государственным органам Китая было дано распоряжение провести поиск и удалить из сети Интернет все блоги и посты, в которых затрагивается тема офшорного скандала. В социальных сетях ввели ограничение на поиск по определенным ключевым словам, например, Panama Papers.
Перестал выдавать результаты на этот поисковый запрос и самый крупный в Китае онлайн-поисковик Baidu. Когда совершается попытка запроса, на пустой странице пользователь увидит предупреждение, что результаты могут не совпадать с законами и правилами КНР.
«Тигры» и «мухи».
Западные аналитики с непониманием оценивают то, что китайские лидеры выбрали тактику замалчивания «панамского скандала». Главным образом в связи с тем, что преодоление коррупции было одним из основных положений программы, с которой управлять Китаем четыре года назад начало новое поколение руководителей под руководством Си Цзиньпина. То, что он сейчас популярен в народе, по большому счету можно пояснить именно начатой им масштабной антикоррупционной кампанией.
Начав руководить государством, Си Цзиньпин заявил о своем намерении преодолеть коррупцию на всех уровнях - как среди «тигров», как называют представителей влиятельных элит, так и среди «мух» (рядовых чиновников). Лидер страны тогда даже признал, что коррупция – это единственная проблема, которая угрожает Коммунистической партии Китая. В результате была развернута масштабная антикоррупционная борьба. Ее жертвами стали партийные функционеры высокого ранга, советники главы государства, мэры крупных городов, промышленники, бизнесмены, мелкие чиновники.