Панамагейт стал началом нового финансового передела мира: в 80 странах в 2017-2018 году должен заработать стандарт обмена налоговыми данными в автоматическом режиме, чтобы у налоговых органов была возможность видеть информацию об использовании оффшоров своими резидентами. Более детально о Панамагейте как начале нового финансового передела мира узнавали журналисты раздела "Новости Мира" издания "Биржевой лидер".
Скандал, возникший вокруг так называемых Панамских документов, должен позволить мировым регуляторам засчитать себе, а актив еще одно очко в процессе проведения кампании направленной на борьбу с низконалоговыми юрисдикциями. При этом тот факт, что в эпицентре скандала оказался именно панамский офшор – это вовсе не случайность. Как объяснил журналистам издания "Деловая столица" Игорь Реутов, возглавляющий департамент АФ "Грамацкий и Партнеры", Панама является ородной из стран, которая, вместе с Вануату, Науру и Бахрейном, так и не взяла на себя каких-то четких обязательств по обмену налоговыми данными, и после такого скандала она, скорое всего, уже не сможет оправиться.
Впрочем, говорить о том, что утечка данных из панамской компании Mossack Fonseca была целенаправленной атакой на Панаму как на налоговую гавань, все-таки было бы слишком смело. Зато теперь вполне можно предположить, что теперь офшоры будут более сговорчивыми, и именно они будут в первых рядах тех, кто расскажет фискальным органам всю информацию о своих клиентах.
Процесс глобальной борьбы с оффшорами идет с 2000-х годов, причем идет по нарастающей, а в последние 5 лет данная борьба уже превратилась просто в навязчивую идею регуляторов. Усилия концентрируются на том, чтобы прибыли компаний облагались налогом не в низконалоговой юрисдикции, а там, где они были созданы. В 2013-14 году Организацией экономического сотрудничества и развития было принято два очень важных документа, целью которых стало желание похоронить схемы, направленные на налоговую оптимизацию.
Это план и декларация по BEPS, утвержденные в связи с подготовленным ОЭСР отчетом, посвященном размыванию налогооблагаемой базы и выводу из-под налогообложения полученной прибыли, и Декларация, регламентирующая автоматический обмен налоговой информацией. В 2015 году странами, принявшими участие в Глобальном форуме, были взяты обязательства по внедрению до 2017-2018 года стандарта автоматического обмена налоговыми данными. По словам Владимира Гаркуши, возглавляющего Киевскую аудиторскую фирму, соглашение в общей сложности подписали 80 стран, и 55 из них уже были приняты все необходимые административные и законодательные меры для того, чтобы уже в следующем году обмениваться между собой налоговой информацией в автоматическом режиме. С 2018 года данный стандарт автоматического обмена налоговыми данными вступит в силу еще для 41 страны.
Новые правила игры приняты уже практически всеми офшорами.
Это, по сути, означает, что компании по управлению активами, банки, трасты, инвестиционные фонды, брокерские фирмы из этих стран будут представлять местным налоговым органам исчерпывающую информацию и о самих налогоплательщиках, об их финансовом положении. Налоговые органы, в свою очередь, будут делиться этими данными со своими коллегами из тех стран, резидентом которых является тот или иной налогоплательщик.
Андрей Ярмольский, возглавляющий юридический блок в Investment Service Ukraine, отметил, что в итоге фискалы будут видеть полностью всю информацию об использовании налогоплательщиками их страны офшорных структур, наличие у них доходов, наличие инвестиционной прибыли, которые были получены на территории других стран. Налогоплательщикам, в свою очередь, придется либо в установленном законом порядке декларировать полученные доходы, либо вовсе отказаться от использования юрисдикций других стран.
В настоящее время практически всеми "классическими" оффшорами, такими как Бейлиз, Бермуды, Британские Виргинские острова, Сейшелы, уже приняты новые правила игры, и сегодня они находятся в первых рядах тех, кто выполняет требования об обмене налоговой информацией. Между тем Панама находится в компании стран-аутсайдеров в данном вопросе, так и не определившихся со сроками имплементации новых положений, и поэтому для фискальных органов скандал вокруг Mossack Fonseca, оказался как нельзя кстати.
Игорь Реутов полагает, что такого рода утечки информации могут подтолкнуть другие несговорчивые страны сделать более решительные шаги в сфере обмена налоговой информацией. Они могут пойти на такие шаги, поскольку сегодня нет никаких гарантий того, что в следующий раз такая утечка, причем уже в ближайшее время, не произойдет, например, в Науру. Тем более что после подобных конфузов пристанища для уклонистов от налогов рискуют все равно растерять своих клиентов.
Татьяна Костюк, юрист из Investment Service Ukraine, утверждает, что смысл в использовании таких юрисдикций с целью оптимизации налогообложения будет все равно утрачен, даже без внедрения автоматической системы обмена налоговыми данными, поскольку прежнюю схему вряд ли продолжит использовать кто-либо из здравомыслящих бизнесменов, причем, как минимум, по двум причинам: вероятности нежелательной огласки и вероятного серьезного уголовного преследования.