Восприятие действительности российскими обывателями прокомментировал Дмитрий Травин. Он утверждает, что сигналом к предстоящему изменению страны для медианного российского гражданина является только соответствующая информация из телевизора. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Росбалт».
Кандидат экономических наук и профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге Дмитрий Травин в тексте своей публикации поделился наблюдениями за процессами, происходящими внутри российского общественного мнения. Он напоминает, что недавно российский социолог Геннадий Гудков недоумевал по поводу несовпадения динамики поддержки россиянами президента и уровня жизни. В любой другой стране, по его мнению, население давно бы попросило президента уйти из занимаемой должности более или менее деликатно.
Обнаруженные тенденции некоторых экспертов заставляют делать неприятные выводы о российской ментальности. Между тем, Дмитрий Травин пишет, что «проблема Гудкова» характерна сейчас для многих людей, болезненно воспринимающих странности российского менталитета. В то же время более детальное изучение «сермяжной народной правды» показывает наличие в ней интересных моментов.
Экономист уверен, что среднестатистический избиратель сможет принять решение о поддержке альтернативного кандидата в президенты, если этот человек будет показан по телевизору и представлен, как уважаемый и солидный. Также важно, чтобы этот новый человек вступил в полемику с действующим хозяином Кремля, смог указать последнему на недостатки экономического курса и просчеты в государственном руководстве. Не исключено, что в подобной ситуации за несколько месяцев, как колос на глиняных ногах, рухнет миф о «великом Путине». Приблизительно за такое же время миф возник на волне Второй Чеченской войны.
На протяжении всех лет пребывания при власти действующий президент в качестве одной из главных задач определял недопущение появления подобной фигуры. У рядового избирателя в принципе не должна возникнуть мысль, что в государстве есть кто-либо равный теперешнему президенту. Поэтому публичные фигуры подбирались так, чтобы всем своим видом показывать принадлежность к касте «свите государева». Оппозиционеры, допущенные в парламент (Зюганов или Жириновский) воспринимаются скорее как анекдотические персонажи. Настоящую оппозицию всегда старались держать на большом расстоянии от телевизора.
В создавшейся в результате ситуации интеллигенция обращается к населению с призывом отказаться от поддержки действующего президента. В то же время, все аргументы интеллигентов для подтверждения необходимости голосовать за кого-либо другого, в сознании обычного народа отклика не находят. Позитивная информация об оппозиционерах в телевизионных эфирах отсутствует, народ просто не понимает, почему должен за них голосовать.
Изменения в стране после отмашки из телевизора.
Поддерживать лидера, при котором положение дел внутри какого-либо государства только ухудшается, интеллигенция не может. Мыслящая часть населения уверена, что надо делать все возможное для изменения действующей власти. В соответствии с такой моделью поступают избиратели демократических государств, поэтому и уровень жизни в странах с демократией намного превышает российский.
А в это время в России подавляющая часть населения не понимает, какой смысл отдавать свой голос за кандидата, который и так победить не может. Более того, рядовые россияне даже не хотят разбираться в программах и предложениях альтернативных кандидатов. Очевидно, что нет никакого смысла искать в интернете политическую информацию, если в это время можно просто пообщаться с кем-либо в социальных сетях.
Травин уверен, что когда ситуация в России будет способствовать каким-либо изменениям. Об этом сообщит телевизор. В гипотетическом заявлении диктор может рассказать, что президент Путин «допускал культ своей личности, оказывал покровительство иностранным агентам и волюнтаристски занимался импортозамещением». Эти ведомости якобы удалось узнать в ходе съезда «Единой России», где также принято постановление о поддержке миролюбивого курса американского руководства и переименовании киевской хунты в демократически избранную власть.
По мнению эксперта, с появлением в телеэфире подобной риторики будет возможной смена личности на главной российской должности. Пока о чем-то подобном никто не заявляет – действующий хозяин Кремля продолжает оставаться авторитетом для всего населения и другом байкеров. В этой ситуации российскому лидеру можно писать петиции для возвращения тока в электрическую розетку. В принципе, петицию о возвращении Касьянова в правительство писать тоже можно, но толк от этой инициативы будет сомнительный.
Несомненно, интеллигенция несколько умнее обычного населения, но во все времена предложенные интеллигентами схемы развития несколько были оторванными от реальности. В современной России утопией представляются изменения в результате выборов. Также не следует ожидать, что в один прекрасный миг население проснется и снимет с ушей телевизионную лапшу. Теоретически совсем пустой холодильник может стать причиной народного недовольства, но до этой ситуации еще далеко.