По мнению экспертов, Саудовская Аравия в настоящее время смешивает нефть с политикой. Более детально мнение экспертов относительно смешивания саудитами нефти и политики изучали журналисты раздела "Новости Мира" издания "Биржевой лидер".
Агентство Bloomberg, ссылаясь на мнения опрошенных экспертов, утверждает, что в настоящее время Мухаммед бин Салман, саудовский принц, отвечающий за экономическое планирование и за оборонную политику, начал играть еще и решающую роль в нефтяной политике Саудовской Аравии, нарушив тем самым установленное в государстве много лет назад правило, согласно которому политические интересы необходимо отделять от коммерческих.
17 апреля саудиты заблокировали соглашение крупнейших нефтедобывающих стран о заморозке объемов добываемого ими сырья – в Эр-Рияде объяснили свою позицию отказом присоединиться к данной договоренности Ирана. Таким образом, региональное соперничество между Саудовской Аравией и Ираном перекинулось уже и на нефтяной рынок.
По словам Ясера Эльгуинди, нефтяного аналитика Medley Global Advisors, в катарской столице все было завязано на политике. Вместе с тем эксперты предупреждают о периоде повышенной волатильности на нефтяном рынке из-за обострившихся отношений между Эр-Риядом и Тегераном. Джейсон Бордофф, возглавляющий Центр глобальной экономической политики Колумбийского университета (Нью-Йорк), заявил: тот факт, что Саудовской Аравией была заблокирована сделка по заморозке нефтедобычи, показывает, насколько нефтяная политика саудитов сегодня зависит от развития противостояния с Ираном.
Напомним, что в течение последних двух десятилетий Али ибн Ибрагим ан-Нуайми, министр нефти Саудовской Аравии, использовал в своей политике весьма прагматичный подход, особенностью которого являлось отделение внешней политики от нефтяной. Все решения принимались министром на основе таких рыночных факторов, как уровень запасов сырья, спрос на "черное золото" и объемы предлагаемой на рынке нефти. Такой подход позволил достигнуть предварительной договоренности между Катаром, СА, Венесуэлой и РФ относительно заморозки нефтедобычи и подготовки соглашения, которое, как ранее ожидалось, будет подписано в Дохе министрами 18 стран.
Данная сделка могла бы стать первым за последние 15 лет случаем сотрудничества между Российской Федерацией и ОПЕК, а также запустить процесс ликвидации излишков предложения сырья на рынке, спровоцировавшего падение нефтяных котировок. Но в итоге Саудовская Аравия утром 18 апреля начала настаивать на необходимости присоединения к соглашению еще и Ирана. После провальных переговоров в столице Катара глава Минэнерго РФ Александр Новак сообщил, что некоторые из стран ОПЕК изменили свою позицию прямо перед началом встреч.
В случае с Саудовской Аравией сегодня необходимо прислушиваться к словам принца бин Салмана – Уиттнер.
Еще за 2 недели до переговоров в катарской столице принц бин Салман, стремительными темпами набирающий вес в экономической политике Саудовской Аравии, заявил в интервью Bloomberg, что необходимым условием для любого соглашения является присоединение к нему Ирана. Тогда участники нефтяного рынка посчитали, что данное заявление было предназначено для "внутреннего рынка", и никакой угрозы для переговорного процесса в Дохе слова принца не представляют. Об этом, в частности, свидетельствует тот факт, что с момента начала подготовки к переговорам в столице Катара нефтяные котировки выросли на 38 процентов.
Майкл Уиттнер, нефтяной аналитик компании Societe Generale SA, заявил, что теперь уже всем понятно: сегодня в случае с Саудовской Аравией необходимо прислушиваться в первую очередь к заявлениям, сделанным принцем бин Салманом. Очевидно, что на переговорах в Дохе последнее слово было именно за ним, а не за министром нефти Саудовской Аравии. Власть бин Салмана существенно увеличилась после того, как в прошлом году на трон взошел его отец. Принц занял должность министра обороны и вскоре после данного назначения начал военную кампанию на территории Йемена. Помимо этого, бин Салман также возглавляет совет, контролирующий принадлежащую государству нефтяную компанию Saudi Aramco, высший орган экономического планирования СА.
Стоит отметить, что есть и иные объяснения позиции, занятой на переговорах в Дохе Саудовской Аравией - например, желанием Эр-Рияда защитить свои позиции на нефтяном рынке от посягательств Тегерана, весьма активно наращивающего объемы своей нефтедобычи. Помимо этого, такой шаг вполне мог быть и стремлением Саудовской Аравии избежать резкого роста стоимости "черного золота", поскольку такой сценарий позволяет удержаться на плаву американским компаниям, занимающимся добычей сланцевой нефти, а также замедлить темпы проведения реформ внутри самого королевства.
Принц Мухаммед бин Салман заявил в интервью Bloomberg, состоявшемся на прошлой неделе, что Саудовскую Аравию не волнует стоимость нефти. Ей все равно, сколько будет стоить баррель сырья, 70 долларов или 30, поскольку у страны есть свои собственные программы, для реализации которых не нужны высокие нефтяные котировки. Здесь непонятно только лишь одно – почему саудиты в течение нескольких недель участвовали в переговорном процессе, создавая видимость, будто заключение сделки по заморозке нефтедобычи возможно и без присоединения к данному соглашению Ирана.