Разговоры о вероятном возвращении незаконно осужденных украинцев в России на Родины постоянно пополняются новыми предположениями и экспертными догадками. Тем не менее накануне стало известно о том, что Киев разработал конкретную схему решения этой проблемы. Для этого украинцы вспомнили о событии, когда Москва получила обратно осужденного Зелимхана Яндарбиева. Пока российские власти на официальном уровне предпочитают не комментировать эту информацию.
Министр юстиции Украины Павел Петренко во вторник публично заявил о том, что в течение нескольких дней его ведомство передаст в Москву все документы, необходимые для возвращения Надежды Савченко. Это действие является ответом на полученной от летчицы письмо о необходимости задействовать в сложившейся ситуации механизма, который прописан в конвенции по передаче осужденных лиц от 1982 года. По словам министра, Савченко теперь имеете намного больше шансов на то, чтобы спустя некоторое время вернуться на Родину. Эта возможность усилилась после вступления в силу жестокого приговора, который не обжаловался защитой.
Достаточно неожиданное заявление вчера 19 апреля сделал также украинский президент Петр Порошенко. Он заявил, что в ходе предыдущих переговоров с Владимиром Путиным им все же удалось определить четкий алгоритм вероятного возвращения Надежды Савченко. Справедливости ради следует отметить, что украинский государственный лидер решил не раскрывать детали якобы достигнутой договоренности, а эпатажный пресс-секретарь кремлевского лидера Дмитрий Песков вовсе не комментировал появившуюся новость. Общественности известно лишь о том, что переговоры между Порошенко и Путиным состоялись в минувший понедельник именно по инициативе украинской стороны.
В сообщении пресс-службы Кремля говорилось о том, что в данном диалоге между президентами затрагивалась тема не только Савченко, но еще ГРУшников Александра Александрова и Евгения Ерофеева, которые накануне были осуждены в Украине на 14 лет лишения свободы. Одна из достигнутых договоренностей заключается в том, что Надежду Викторовну должен будет посетить украинский консул, которого путинский режим ранее не допускал до осужденной. Отдельное внимание Петр Алексеевич уделил важнейшему вопросу осмотра Савченко немецкими или украинскими медиками.
Следует отметить, что уже на следующий день после проведенных переговоров обещания стали выполняться. В частности в Ростове-на-Дону, где находится Надежда Савченко, ее посетил украинский генеральный консул Виталий Москаленко. В ходе этого события ей позвонил лично Петр Порошенко, благодаря которому летчица сумела лично пообщаться с матерью и сестрой. Народный депутат Верховной Рады Ирина Геращенко отметила, что речь в данной ситуации идет о первом общении Порошенко и Савченко за прошедшие 2 года.
Судя по последующим событиям, разговор с президентом пошел девушке на пользу, ведь она отказалась от голодовки. Можно предположить, что Петр Алексеевич нашел достойные аргументы для ее переубеждения. Это могли быть обещания о том, что совсем скоро она окажется дома. С другой же стороны следует отметить интересные слова адвоката Надежды Викторовны Николая Полозова о том, что его клиентка дала очередной кредит доверия действующим киевским властям. Пока же адвокаты будут настаивать на том, чтобы Савченко провели независимое медицинское обследование, но нет понимания в вопросе по поводу того, чьи именно врачи это будут делать.
Каковы условия передачи?
Деловое издание «Биржевой лидер» приводит слова министра юстиции Павла Петренко о том, что даже соблюдение норм конвенции от 1983 года в обязательном порядке предусматривает выполнение некоторых процедурных моментов. Для этого Российская Федерация и Украина должны обменяться внушительным пакетом документов. Киев обязуется не только согласиться с абсолютно не логичным и незаконным приговором Надежды Савченко, но и предоставит гарантии того, что уже на Родине он все равно будет исполнен. В том случае, если стороны не увидят препятствий для возвращения летчицы, то все равно процесс не будет завершен. Финальное решение будет выноситься уполномоченным судом, куда и передадутся все документы. Если Украина озвучит намерение освободить осужденных граждан, то Россия автоматически получит юридическое право отказать в выдаче той же Савченко.
Адвокат Николай Полозов также был ознакомлен с заявлениями Павла Петренко. Судя по последним событиям и на фоне практически полного отсутствия альтернативы, он сделал вывод о том, что именно конвенция от 1983 года является основным механизмом возвращения Савченко в Украину. В то же время сторона защиты не потеряла окончательно надежду на другие варианты решения ситуации. В частности они считали, что остались шансы на то, что президент Российской Федерации помилует украинскую летчицу. Правда, сама осужденная неоднократно выражала полную уверенность в том, что она ни при каких обстоятельствах не будет просить о помиловании. Другой же адвокат Надежды Викторовны Марк Фейгин напоминает о том, что в действующем российском законодательстве есть норма, которая позволяет просить о помиловании без официального признания своей вины.