Президент России Владимир Путин ставил перед собой задачу ввести всеобщее единомыслие в аннексированном Крыму, но главным препятствием при реализации этого плана оказались действия Меджлиса. Как отмечают эксперты раздела «Новости Мира» журнала для инвесторов «Биржевой лидер», такого мнения придерживается известный украинский журналист и публицист Виталий Портников.
По его словам, стремление кремлевских властей как можно быстрее положить конец существованию крымских татар на полуострове было заметно с самого начала установления новой «власти» в Крыму. Взяв под контроль Крым, Москва завладела «субъектом федерации», в котором пока не было тех правил политического управления, которые действовали непосредственно в самой РФ. Если не сделать так, чтобы эти правила начали применяться на полуострове, это означало бы, что Крым не только оказался бы в статусе белой вороны, но и стал бы плохим примером для остальных регионов федерации.
По мнению Портникова, украинская власть никогда не придавала особого значения тому, как обстоят взаимоотношения между российским центром и организациями народов Российской Федерации. Если бы за этим следили, то наверняка знали бы, что после победы в августе 1991 года как раз на главные организации народов России был сделан основной акцент в борьбе первого президента страны Бориса Ельцина и его единомышленников с представителями республиканских номенклатур. Еще в то далекое время Ельцин занимался изучением возможности превращения России в самостоятельное государство. Поэтому он не видел совершенно никакого смысла в деятельности номенклатурных лидеров, стремящихся к превращению своих автономных республик в союзные.
В качестве своих основных соперников российское руководство считало руководителей Татарстана и Чечено-Ингушетии в связи с их лояльным отношением к ГКЧП. А Ельцину свою поддержку тогда оказали главные общественные организации татар и чеченцев. Незамедлительно после того, как стало известно о победе путча в августе 1991 года, издание «Российская газета» опубликовало статью с разгромной критикой в адрес президента Татарстана Минтимера Шаймиева и главы Чечено-Ингушетии Доку Завгаева. Благодаря тому, что российская политическая верхушка оказала свою поддержку, Общенациональный конгресс чеченского народа под руководством отставного генерала Джохара Дудаева принял решение о разгоне Верховного Совета ЧИАССР, а самого себя объявил в качестве временной власти в республике. Спустя два месяца Дудаев стал победителем президентских выборов в Чечено-Ингушетии, заручившись поддержкой целых 90 процентов избирателей, и объявил, что Чеченская Республика Ичкерия становится независимой от РСФСР. Что было дальше на Северном Кавказе, знает каждый, кто следит за событиями в мире.
Учитывая все эти обстоятельство, высшее российское политическое руководство решило, что для него выгоднее достичь договоренности с номенклатурой разных республик, чем с главами национальных республик, отстаивающими собственные интересы.
Москва нацелена на уничтожение Меджлиса.
Самая главная цель российских властей сейчас – окончательное уничтожение Меджлиса. Вместо него Кремлю нужны полностью подчиненные ему политики, имеющие крымскотатарское происхождение. К тому же было бы очень хорошо, если бы такие послушные крымские татары показывали радость своего народа в связи с тем, что они «воссоединились» с Россией, причем, очень желательно, на крымскотатарском языке.
Если кто-то считает, что в случае достижения договоренности с Путиным Меджлису не угрожало бы исчезновение, то сильно ошибается и не понимает устройства самой России, отмечает Виталий Портников. В Кремле не заинтересованы в существовании послушного Меджлиса. Москва хочет, чтобы Меджлиса в принципе не было. Вместо него Путин хочет поставить целиком послушных политиков из крымскотатарского народа. А всех политически сознательных политиков и простых крымчан Путин, очевидно, подвергнет преследованиям в связи с «экстремизмом», даже если ничего особенного происходить не будет.
Что может сделать украинская власть.
Публицист считает, что прямо сейчас украинские политики бессильны оказать прямое противодействие оккупационным властям в Крыму. Но их прямой обязанность является информирование международного сообщества обо всем, что имеет место на аннексированном полуострове. Украина должна стать одним из главных государств-защитников крымскотатарского народа и тех крымчан, которые сохранили верность и уважение к международному праву и украинскому статусу автономии. Киеву нужно максимум усилий приложить для того, чтобы защищать интересы своих граждан в Крыму. А все факты, касающиеся преследований, должны не только регистрироваться, но и быть внесены в базу данных об их непосредственных участниках и исполнителях. Против этих людей нужно возбуждать уголовные дела здесь, в Украине. Эту информацию нужно сохранять и ждать того часа, когда совершение правосудия станет реальностью. Не нужно надеяться, что, когда Крым вернется, все помощники оккупантов разом убегут в Россию. Они должны понимать, что рано или поздно все совершенные ими преступления не останутся без наказания.