Два года назад международный арбитраж обязал Российскую Федерацию выплатить бывшим акционерам компании ЮКОС 50 миллиардов долларов. Агрессор абсолютно ожидаемо стал отказываться от столь внушительных выплат и начал искать способы для того, чтобы отменить свое обязательство. В минувшую среду эта цель Москвы была достигнута, ведь Окружной суд Гааги принял решение в пользу России. В этой связи эксперты «Би-би-си» решили предположить, к каким последствиям приведет эта новость в самое ближайшее время.
Основным аргументом для вынесения недавнего решения было заключение о том, что Международная Постоянная палата третейского суда в Гааге якобы не имела полномочий выносить решение в пользу бывших акционеров компании ЮКОС исключительно на основе Договора Энергетической Хартии. Дело в том, что Россия официально не является на сегодняшний день участником этого соглашения. Представители России назвали решение своей огромной победой, которая теперь станет важнейшим прецедентом для других стран, желающих оспорить решение арбитража Гааги.
Следует напомнить о том, что аналогичные иски бывшие акционеры ЮКОСа ранее подали на территории Соединенных Штатов Америки, Великобритании, Франции, Бельгии и Германии. Голландский юрист Альберт Ян ван дер Берг, который как раз и представляет интересы Российской Федерации, озвучил собственное мнение по поводу произошедшего события. Он уверен в том, что как минимум в Нидерландах предыдущее решение о компенсациях абсолютно точно больше не имеет юридической силы. Согласно существующим международным договорам, также компенсация не может быть взыскана еще в 156 государствах. Это одно из самых главных последствий судебного решения. В целом же юрист надеется на то, что процесс взыскания материальных средств с России в пользу бывших акционеров компании ЮКОС в самое ближайшее время будет остановлен по всему миру.
Тем не менее, независимые специалисты в сфере юриспруденции придерживаются несколько иного мнения. Дело в том, что исполнение решения Окружного суда в разных странах может существенно отличаться. Далеко не во всех государствах суды обязаны принимать во внимание это решение, чем они вполне могут воспользоваться.
Судя по публичным заявлениям ответственных специалистов, несложно сделать вывод о том, что Окружной суд в Гааге вынес свое решение, отталкиваясь исключительно от вопроса подсудности. В Договоре Энергетической хартии есть очень интересная статья 45. Она предусматривает, что нормы данного договора применяется к тем странам, которые его подписали, исключительно в том случае, если они не противоречат Конституциям и законодательству в целом. Несложно сделать из-за этого вывод о том, что срок действия договора может быть временным, для чего ратифицировать его совсем не обязательно.
Эта статья стала основным камнем преткновения в вопросе юрисдикции. Состав Гаагского арбитража принял решение о том, что временное действие договора не противоречит сегодняшнему российскому законодательству. Это привело к вынесению решения о 50 миллиардах американских долларов долга. Теперь Окружной суд противоположным образом расценил статью 45, из-за чего вышеуказанная сумма компенсации была отменена. Из-за наличия сразу двух вариантов развития событий многие страны могут оставлять за собой право не выполнять решение арбитража или Окружного суда Гааги.
Каждый судит по-своему.
Деловое издание «Биржевой лидер» приводит слова юриста Марии Гриценко о том, что, в зависимости от юрисдикции в каждой стране, где были поданы иски бывших акционеров ЮКОС, по-разному будут развиваться процессы. Именно поэтому к анализу каждого отдельного случая необходимо подходить индивидуально. К примеру, с наибольшей долей вероятности английские судебные инстанции примут во внимание действующее решение иностранных коллег. Необходимо сделать предположение о том, что британцы также согласятся с отменой арбитражного решения. Во Франции параллельно с тем будут придерживаться несколько иной позиции. Местные суды абсолютно точно не обязаны принимать во внимание решения представителей других государств по тому или иному вопросу. Особенно явно это качество должно проявиться, когда на кону стоят десятки миллиардов долларов.
Достаточно интересная ситуация сложится в Соединенных Штатах Америки, где каждый регион живет на основе собственного законодательства. Именно поэтому в представленном государстве одновременно может существовать сразу два решения. Правда, есть одно общее свойство, которое объединяет всю американскую судебную систему. В США не будут в первую очередь изучать вопрос юрисдикции. Самый главный вопрос в данном случае заключается в том, насколько местные юристы и судьи доверяют представителям Гааги. В одном можно точно не сомневаться. Это касается того, что Российская Федерация будет использовать все возможные инструменты для того, чтобы навязать всему цивилизованному международному сообществу решение именно Окружного суда. Тем не менее каждый суд оставляет за собой право самостоятельно рассматривать тот или иной вопрос. Никакое давление со стороны в сложившейся ситуации не будет влиять на финальное решение.