Как отмечает издание «Крым.Реалии», большая часть продуктов питания, ввоз которых был запрещен российскими властями, и сейчас попадают в страну, но уже через третьи руки. Такие данные были обнародованы в отчете РАНХиГС, работающей при главе Российского государства. В то же время специалисты полагают, что все возможности заменить иностранное продовольствие страна фактически исчерпала.
Сергей Шелин, сотрудник сетевого информационного ресурса «Росбалт», уверен, что в момент введения продуктового эмбарго Кремль очень смутно представлял себе, какие будут результаты.
По мнению вышеназванного эксперта, в большей степени решение было импровизированным. Это произошло по той причине, что российский истеблишмент свято верит в то, что если отказаться от поставок иностранных товаров, то зарубежные партнеры сильно пострадают. Правители РФ уверенны, что отказ от сотрудничества с западом нанесет последнему существенный вред. Кроме того, он также отмечает, что имелся определенный прессинг на власти со стороны российских производителей, для которых избавление от конкурентов было весьма желанным. В то же время некоторые политики всерьез верили, что после введения эмбарго Брюссель может изменить свое отношение и в итоге отменит ограничительные меры введенные против России, полагает господин Шелин. По его словам, убытки были нанесены несерьезные и Европа легко справилась с ними.
Как отмечал ранее глава агропромышленного ведомства Российской Федерации Александр Ткачев, за прошлый год было вложено, по линии программы замещения импорта, более 220 миллиардов рублей, это на 30 миллиардов больше, чем годом ранее. Такие субсидии дали возможность удержать сельскохозяйственный сектор на надлежащем уровне и даже обеспечить рост показателей. Чиновник, в числе прочего указал, что уже через 4 года Россия сможет в полной мере обеспечивать себя молоком, мясом, плодоовощной продукцией. При этом фрукты будут импортироваться лишь те, которые в стране не производятся.
Как полагает служащий «Росбалта», это заявление очень непрофессионально. По его мнению, это очень вздорная идея – полагать, что страна должна полностью обеспечивать себя всеми необходимыми продуктами. В мире никто так не делает, уверен он. Торговля с западными поставщиками очень выгодна российской экономике, полагает он. Впрочем, Шелин вынужденно признает, что рост агропромышленного сектора составил в прошлом году 7 процентов. Но он подчеркивает, что виной тому не действия правительства, а только девальвация национальной валюты.
По мнению Евгения Гонтмахера, другого российского эксперта в экономической отрасли, нет никаких выгод от того, что был запрещен ввоз европейски продуктов питания. Решение было стопроцентно политическим и экономические аспекты не принимались к сведению. Путин намерен добиться только одного – отмены ограничительных мер и возврата российским компаниям возможности брать на западе ссуды. Но его надежды не оправдались.