По словам востоковеда Алексея Маслова, в настоящее время Российская Федерация стремиться к тому, чтобы стать серьезным политическим игроком в Азии, резервируя для себя место "тигра над схваткой". Более детально мнение Маслова о стремлении РФ стать в Азии серьезным политическим игроком, изучали журналисты раздела "Новости Мира" издания "Биржевой лидер".
Алексей Маслов, комментируя в интервью информагентству "Росбалт", предстоящие визиты в Китай главы российской дипломатии Сергея Лаврова и президента РФ Владимира Путина, напомнил, что министр иностранных дел РФ ранее заявлял: на встрече со своим китайским коллегой они планируют уделить основное внимание международной тематике. В частности, речь пойдет о многосторонних международных организациях и многосторонних альянсах в Азии.
Здесь нужно понимать: у Российской Федерации и КНР, с одной стороны, большинство двусторонних вопросов уже урегулированы, и никаких серьезных противоречий, вроде бы, не наблюдается. С другой стороны, у РФ есть весьма серьезные проблемы с Китайской Народной Республикой в сфере торговли. Лавров стремится к тому, чтобы дистанцироваться от каких-либо экономических вопросов, поскольку они, если говорить об отношениях с Пекином, сложные и тяжелые, и странам очень непросто двигаться в одном и том же направлении, и поэтому российская сторона приняла решение об усилении многостороннего сотрудничества в Азии.
На встрече министров иностранных дел РФ и КНР речь, скорее всего, пойдет о необходимости активизировать деятельность ШОС, а также будет весьма упоминаться БРИКС. Помимо этого, Российская Федерация сегодня старается играть роль не просто экономического партнера азиатских стран, поскольку ей это сегодня не очень удается – она старается, в первую очередь, показать себя очень серьезным политическим игроком в Азии. Если посмотреть на то, чем недавно занимался российский министр иностранных дел в ходе своих визитов в Японию и Монголию, то можно увидеть: все сделанные им заявления касаются урегулирования имеющихся сейчас на территории Азии спорных моментов.
Например, Лавровым в ходе визита в эти страны были подняты проблемы, сложившиеся вокруг Южно-Китайского моря – по словам главы российской дипломатии, от применения там силы воздержаться должны все стороны. Помимо этого, глава МИД РФ указал на необходимость прекращения любого вмешательства в переговорный процесс двух стран со стороны государств, не имеющих к данному спору никакого отношения. Объясняя, что он конкретно имел в виду, Маслов напомнил, что есть конфликт между Пекином и Токио по островам Сенкаку – данный конфликт стараются увязать с территориальными спорами по Азии в целом. В частности, это может стать потенциальной связкой договоренностей относительно территориальных споров между РФ и Японией, или же Китаем и той же Японией. Россия в данном случае старательно воздерживается от всевозможного увязывания двухсторонних споров в многосторонний формат.
Китай заинтересован в том, чтобы Российская Федерация поддержала его в территориальных спорах – Маслов.
Не так давно президентом КНР Си Цзиньпинем было сделано заявление, а котором китайский лидер указал на то, что страны Азии в своих спорах должны разбираться без каких-либо международных посредников. По мнению Маслова, в данном случае президент Китая немного слукавил. Он имел в виду, что Пекину не нужен Вашингтон в спорах вокруг Южно-Китайского моря, или в спорах с Японией, но вместе с тем, Китайская Народная Республика заинтересована в том, чтобы ее в этих территориальных спорах поддержала Российская Федерация.
В свою очередь, МИД РФ недавно заявил, что российская сторона не собирается привязывать все эти споры друг другу. Точно так же Российская Федерация не планирует вмешиваться в спор между Филиппинами, Вьетнамом и Китаем, начавшемся из-за разных позиций этих стран в вопросе распределения в Восточно-Китайском и в Южно-Китайском морях зон ответственности. Москва в настоящее время даже не дает никаких комментариев относительно данных споров. Для России это очень важно, поскольку сейчас она развивает отношения с Филиппинами, у нее складываются отдельные отношения с Вьетнамом.
Иными словами, Москва сейчас стремиться к тому, чтобы зарезервировать для себя место "тигра над схваткой". Это важно для РФ, поскольку Россия сегодня, устами Сергея Лаврова, заявляет о своих политических интересах на территории Азии. Это все предваряет предстоящий визит в КНР Владимира Путина – он состоится, скорее всего, либо в июне, либо в июле. Глава МИД должен отработать политические вопросы, связанные с визитом главы государства, а отработкой торгово-экономических вопросов займутся вице-премьеры Игорь Шувалов и Дмитрий Рогозин.
Комментируя задекларированный ранее Россией "разворот на Восток", Маслов заявил, что в настоящее время данный разворот внешнеполитического курса можно назвать удачным, говоря только лишь о небольших региональных проектах. Например, есть несколько заявлений (они пока еще даже не стали соглашениями) о готовности Пекина перенести на российский Дальний Восток некоторых китайских предприятий, или о готовности к сотрудничеству в сфере прямых инвестиций между банками РФ и КНР. Однако сейчас непонятно, насколько активно будет это сотрудничество развиваться.