Почему события в Украине так интересны российским специалистам различного профиля, в частности экономистам? Потому что с вопросами, которые сегодня решает Украина, в недалеком будущем придется столкнуться и России, считает Сергей Алексашенко, известный российский экономист, в прошлом заместитель председателя правления Центробанка РФ.
С. Алексашенко объясняет, что, несмотря на все разговоры о различиях между Россией и Украиной, системы обоих государств до сих пор остаются идентичными – родом из Советского Союза. И в этой связке на сегодняшний день лидером является как раз Украина, выбравшая правильный вектор развития.
Равные стартовые условия.
Российский экономист отмечает, что сегодняшняя Украина сильно напоминает Россию 1996-1997 гг. – период между победой Б. Ельцина на вторых президентских выборах и началом финансового кризиса в Азии. Правительством РФ тогда руководил Виктор Черномырдин – наверное, не самый прогрессивный премьер-министр, но человек с сильнейшим желанием перевести российскую экономику на траекторию роста. Но потом случился дефолт августа 1998 года. И это урок для украинской власти: недостаточно сделать 10 маленьких шажков на пути реформ, нужно двигаться энергично, чтобы реформы стали необратимыми, иначе остается угроза отката назад.
После развала СССР всем образовавшимся на его руинах государствам нужно было перейти от плановой экономики к рыночной. Казалось, что это будет тяжелейший период, но на самом деле все оказалось очень просто, хотя и не быстро, и не безболезненно: нужно было всего-навсего принять два решения – о свободе цен и свободе курса. И России, может быть, удалось сделать это быстрее, чем другим постсоветским государствам.
У российской экономики множество недостатков – монополизированность, коррумпированность, неэффективность и т.п., но она является устойчивой. Как ни критикуй Путина, но он постепенно, хоть и медленно движется в сторону либерализации ценовой политики. Поэтому все вопли о скором крахе российской экономики бессмысленны: пока существует механизм восстановления равновесия, она будет существовать. Это доказал глобальный кризис 2008 года, и сегодня в российский кризис экономика найдет точку равновесия.
Принципиально новые вызовы для Украины.
Но то, что сегодня делает Украина, намного сложнее того, что успели сделать Россия и даже Грузия. Украине нужно осуществить переходит, образно говоря, от экономики Януковича к экономике Бальцеровича. Это требует совсем других решений, порой очень неприятных. Главное – для трансформации экономики требуется обеспечить верховенство права, которое, в общем-то, не является экономической категорией.
Большинство проблем нынешней Украины можно решить чисто экономическими методами – в образовании, здравоохранении, социальной сфере. Но для структурной трансформации экономики на европейский уровень требуется обеспечить верховенство права. Без этого невозможно демонополизировать экономику, победить коррупцию и обеспечить свободу конкуренции. Во и получается, что экономическим преобразованиям в Украине должна предшествовать политическая реформа.
Объяснить примат политики над экономикой легко. Суть экономики – кто-то продал, а кто-то купил. Отношения между продавцом и покупателем регулируются контрактом. Если контракт нарушается, любая из сторон может обратиться в суд, который и защитит право собственности обиженного.
Украинской власти нужно если не в ближайшие дни, то недели провести судебную реформу. И от ее успеха будет зависеть, станут ли реформы в Украине невозвратными. А до тех пор любое украинское правительство – не важно, иностранцев, технократов или местных патриотов – будет упираться в те же самые проблемы. С. Алексашенко приводит пример с Национальным банком Украины: идет очищение банковской системы, но изъять активы недобросовестных владельцев финучреждений невозможно – этому активно препятствуют коррумпированные суды.
Нужен консенсус политических сил.
Главная задача для украинских политиков сегодня – достичь консенсуса по принципу «сегодня нечего делить». Иллюзией является цель, что можно переиграть политических противников и получить от этого какие-то выгоды и политические дивиденды. Хотя достичь этого нелегко, признает автор, потому что в стране со слабой экономикой – а именно таковой является украинская экономика сегодня – политическая турбулентность находится в перманентном состоянии.
Перед украинскими демократами стоит простой, но жесткий выбор: либо политики за полтора-два года показывают реальный результат, либо в 2019 году к во власти их сменят в лучшем случае популисты.
Проведение экономических реформ сродни поездке на велосипеде: пока крутите педали и набираете скорость, ехать легко. Но как только теряете темп, вероятность падения возрастает с каждой секундой. Украина сегодня на перепутье: или продолжать движение вперед, или понадеяться на традиционное авось – может быть, само как-то рассосется? К сожалению, не рассосется, резюмировал Сергей Алексашенко.
Материал подготовлен на основе лекции С. Алексашенко «Украинские реформы: вперед? Назад? На месте?» в IDF Reforms Lab.