По мнению Юлии Тищенко из Украинского независимого центра политических исследований, прогнозированное решение о признании Меджлиса экстремистской организацией и запрет ее деятельности на российской территории являются поводом для введения против Российской Федерации новых санкций. Более детально мнение Тищенко о том, что запрет Меджлиса является поводом для введения против РФ новых санкций, изучали журналисты раздела "Новости Мира" издания "Биржевой лидер".
Юлия Тищенко в статье, опубликованной изданием "Главком", отмечает, что принятое 26 апреля решение, признающее Меджлис экстремистской организацией, и запрещающее его деятельность на российской территории, принятое крымским судом, было прогнозируемым и ожидаемым. В ходе судебного заседания самопровозглашенный прокурор Крыма Наталья Поклонская, рассматриваемая в качестве одной из "перспективных фигур" в избирательном списке "Единой России" на предстоящих парламентских выборах, заявила, что Меджлис, в угоду западным странам, ведет антироссийскую деятельность.
Судебное дело против Меджлиса, инициированное Поклонской, содержало несколько томов, и было выдержано в духе 30-х годов, а решение о запрете можно было предугадать с самого начала – на это указывали постоянные репрессии со стороны российской власти в отношении крымских татар. Можно выделить сразу несколько тенденций относительно запрета Меджлиса. В частности, Меджлис вовсе не является ординарной НКО, как это упорно указывают в Российской Федерации во всех реестрах и документах. Поэтому в данном случае мало говорить только лишь о нарушении права на свободу ассоциаций. Меджлис является представительским органом крымских татар, избранный на открытом общем собрании в 2013 году, когда Крым был украинским.
Запрет Меджлиса фактически нарушает право коренного народа Крымского полуострова на самоуправление, предоставляемое, например, Декларацией про права коренных народов ООН, а также рядом конвенций. 20 марта 2014 года постановлением Верховной Рады крымские татары были признаны коренным народом, а в тексте данного постановления украинский парламент признал Меджлис высшим представительским органом крымскотатарского народа.
Под судебный запрет Меджлиса автоматически подпадает и вся система национального самоуправления.
Между тем под судебный запрет деятельности Меджлиса тем или иным образом автоматически подпадает и вся система национального самоуправления. Поклонская, комментируя принятое судом решение, заявила, что Меджлис признан экстремистской организацией, и любые действия будут расцениваться как правонарушение. В случае если члены или представители Меджлиса будут совершать какие-либо действия, вопреки принятому судом решению, то они будут привлечены к ответственности.
Стоит отметить, что при наличии политической воли под "любые действия" можно подвести все что угодно – начиная от образовательных мероприятий и заканчивая использованием национальной символики, ведь четких интерпретаций конкретной деятельности, подпадающей под запрет просто не существует. Точно так же в российском законодательстве и не существует четкого определения "экстремистская деятельность", и ее можно трактовать очень широко. Кроме того, "представителем Меджлиса" может быть назван кто угодно из крымских татар – человеку при этом даже не нужно быть членом Меджлиса или членом региональных меджлисов.
Решение крымского суда, по сути, продолжает раскручивать спираль перманентных репрессий, предпринимаемых на территории Крымского полуострова в отношении крымских татар, проукраински настроенных жителей, средств массовой информации. Недавно Дмитрий Кулеба, являющийся послом по особым поручениям украинского МИД, заявил, что в российских тюрьмах официально сидят 23 политических заключенных из Украины, 12 из которых держат в тюрьмах на территории аннексированного Крыма. По словам нардепа Мустафы Джемилева, в крымских тюрьмах находятся 13 украинских политических заключенных. Нардеп и глава Меджлиса Рефат Чубаров в ответ на прогнозируемые действия со стороны Российской Федерации издал согласованное с членами высшего представительского органа крымских татар распоряжение относительно деятельности в чрезвычайном режиме в условиях временной оккупации Крымского полуострова.
Основной причиной, по которой крымским судом было принято решение о запрете Меджлиса, стала традиционная позиция высшего представительского органа крымских татар, отказывающегося признавать аннексию Крыма, и отказывающего признать результаты так называемого "референдума". Украинская власть, равно как и международные структуры, однозначно отреагировали на решение запретить Меджлис: Российскую Федерацию призвали отменить данное решение.
Впрочем, в настоящее время, кроме политических оценок, каких-либо реальных инструментов воздействия на позицию России, ущемляющей права крымских татар, просто не существует. По мнению Тищенко, в сложившихся условиях нарушения прав человека в аннексированном Крыму, равно как и запрет деятельности Меджлиса, должны стать поводом для введения новых санкций против РФ. Вопрос о соблюдении прав человека должен стать не только предметов политических отчетов и заявлений – его необходимо включить в повестку дня переговоров относительно будущего Крымского полуострова.