Смысл первомайского праздника в современном обществе девальвируется. Творчество становится главным активом, а левые партии перешли к защите тех, кто и без того не утруждает себя полезной для общества деятельностью. Своим мнением о кризисе Дня труда поделился директор Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев. С мнением эксперта знакомит издание «Биржевой лидер».
Праздник 1 Мая возник в мире, где торжествовало индустриальное общество, с рабочим днем в 12–14 часов и возможностью применить оружие против протестующих пролетариев. Тогда между буржуа и рабочими существовало неразрешимое противоречие – с одной стороны, они друг другу были нужны, но и претендовали на большую часть добавленной стоимости. Тогда казалось, что буржуазия растит богатства на производстве оружия, контролируя правительства и потворствует агрессии и войне, в то время как рабочим терять, «кроме своих цепей», нечего, они интернационалисты, которые готовы к объединению ради мировой революции. Но в мире сегодняшнего дня многое изменилось радикально, так что теперь День международной солидарности трудящихся выглядит как минимум странно, полагает эксперт.
Что касается солидарности, то глобализация за столетие проделала с рабочим движением злую шутку. Теперь если кто и выступает за единый мир, так это элиты общества, управляющие крупными транснациональными компаниями, те, кто уже менее всего желает признавать границы и действовать в границах своих государств. Трудящиеся тем временем добились значительных успехов в борьбе за свои права, теперь выступают с позиций махровых националистов. В том же Евросоюзе занялись выравниванием уровня экономического развития между северными и южными странами, что принесло реальную угрозу странам с более развитой экономикой, из которых стали перетекать производства в менее развитые страны, что несло реальную угрозу интересам местных рабочих.
Коренным образом изменились и сами трудящиеся. Для начала стоит упомянуть, что лишь от 8 до 14 процентов экономически активного населения в развитых странах непосредственно занято в материальном производстве, хотя многие работники сферы услуг, следует признать, трудятся не меньше прошлых пролетариев. Но главное, что сама современная индивидуализированная экономика обесценивает коллективные действия своим существованием. Пролетарии смогли добиться успехов в борьбе за свои права с начала прошлого века по середину 70-х годов. В США самый богатый сектор граждан в количестве 1 процента населения страны за этот период сократил уровень владения национальным богатством с 41 до 17,8 процента. Но с тех пор современные экономики стали характеризоваться масштабами скрытого творческого потенциала.
Львиная доля тех, кто входит в число американцев с самыми высокими доходами, не являются капиталистами, и они не рабочие. Они работают в сфере IT-индустрии, адвокатами, учеными, врачами, дизайнерами, спортсменами, звездами шоу-бизнеса. Их успех зависит от индивидуальных достижений. Индивидуализм приветствуется, на его основе возникают эффективные производства и растет технологический прогресс. В этих условиях роль Дня труда в обществе девальвируется, потому что передовая роль отводится творчеству. Как оказалось, работники с уникальными способностями способны зарабатывать больше, даже если не очень к тому стремятся. В связи с этим возникает устойчивое убеждение, что потенциал для коллективной защиты интересов пролетариата в сложившихся условиях практически исчерпан.
Кроме того, наметился разрыв между «интересами трудящихся» и в общем левым движением. В то время когда в конце XIX века конгрессом II Интернационала учреждался праздник 1 Мая, принципом социализма предлагалась формула: «Кто не работает — тот не ест». Но современные реалии показывают, что левые силы своей задачей ставят «социальную» поддержку тех, кто общественно полезной деятельностью себя не утруждает. Так, например, с 1988 года во Франции начались выплаты RMI - пособия в размере 454 евро в месяц на каждого жителя Франции, возможно, даже не гражданина (главное - легально проживать от пяти лет, иметь возраст 25 лет или детей). В 2013 году в стране и ее департаментах за рубежом пособие получили 1,55 млн. человек. Так что те движения, которые, как считается, выступают против капитализма, на сегодня активнее защищают интересы тех, кто не трудится. Это не капиталисты конечно, но в целом те, кто паразитирует на труде других. С учетом того, что на мероприятия 1 Мая граждане выходят зачастую при поддержке левых сил, представляется не вполне понятным, кто в этот день отмечает праздник.
Россия данном контексте живет в своих реалиях, которые далеки от современной постиндустриальной трансформации. Инициативность и интеллект ценятся крайне низко, и неравенство намного выше, чем в Западной Европе. В этих условиях ожидать консолидированной левой оппозиции невозможно, как и профсоюзного движения, не говоря о забастовочном. Поэтому не сложилась влиятельная социал-демократической партия, говорить серьезно о КПРФ и «Справедливой России» не стоит вообще. Поэтому, если в развитых странах первомайские мероприятия выглядят оторванными от жизненных реалий, то в России они представляются невероятным лукавством и неискренностью, еще большими, чем вся политическая жизнь в стране.
Первомай потерял свою пролетарскую сущность – Иноземцев
Автор: Денис Мягкий
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Если у Вас иное мнение напишите его в комментариях.