Уже в конце текущего года в аннексированном Россией Крыму начнет деятельность новый представительный орган крымских татар. По словам заместителя главы парламента полуострова Ремзи Ильясов в интервью «Крым.Ркалии» заявил, что новая структура станет заменой меджлиса, деятельность которого оккупационные власти запретили. Сами же крымские татары, равно как и политические аналитики, склонны считать, что даже в случае создания такого органа, это совершенно не является гарантией того, что он поможет кремлевским властям бороться с проявлением крымскотатарского национального движения.
Как отмечают эксперты раздела «Новости Мира» интернет-журнала для инвесторов «Биржевой лидер» о том, что планируется создание нового представительного органа крымскотатарского народа, Ильясов заявил в конце минувшего месяца. Так, в беседе с журналистами РИА Новости он сказал, что решение, касающееся учреждения специальной национальной комиссии, задачей которой будет подготовка к проведению общенационального съезда, было принято общественными и религиозными деятелями. Данное мероприятие запланировано на ноябрь или декабрь 2016 года.
«В ходе проведения съезда предполагается провести выбор такого коллегиального органа, которому можно дать не одно название, который будет заявлять властям о проблемах, которые есть у крымских татар. И способы решения этих проблем будут искать все вместе», - заявил Ремзи Ильясов.
В то же время он выразил мнение, что лидеры прежнего представительного органа крымских татар дискредитировали его.
Создание «карманного органа».
Стоит отметить, что новость о грядущем создании ранее не существующего института распространилась по истечении трех дней после удовлетворительного решения подконтрольного Кремлю Верховного суда Крыма иска, в соответствии с которым Меджлис крымских татар был признан, как организация экстремистского назначения, поэтому его деятельность на полуострове запретили. Ответ представителей крымских татар себя ждать не заставил: руководитель Меджлиса Рефат Чубаров анонсировал, что в скором времени будет введен чрезвычайный режим деятельности органов национального самоуправления. Его суть состоит в том, что отныне координация всех действий меджлиса будет сферой ответственности новой структуры – особого совещания. Его участниками будут Мустафа Джемилев и те представители Меджлиса, которые сейчас на находятся в Крыму. Рефат Чубаров принял решение, которое обязывает всех участников органов национального самоуправления аннексированного полуострова беспрекословно исполнять все решения, принятые на особом совещании.
Согласно заявлениям лидеров крымских татар, запрет оккупационных властей на деятельность меджлиса никак не повлияет на его работу. Что же касается той структуры, которую намерен организовать в Крыму Ремзи Ильясов, то крымские татары убеждены, что эта организация никоим образом не может быть претендентом на то, чтобы ее называли представительским органом.
«Очень сомнительно, что созданная ими структура может носить название представительной. По моему убеждению, они не особо переживают по данному поводу, так как, в действительности, речь идет о самой настоящей показухе. Прежде всего, выгоду от этого получают власти, потому что они будут иметь карманный якобы представительный орган. К тому же это выгодно для самих инициаторов, поскольку благодаря такому органу у них будет возможность для оправдания необходимости своего существования во власти», – считает первый заместитель председателя меджлиса Нариман Джелял. При этом он сообщил об отсутствии какого-либо сожаления или обеспокоенности касаемо перспективы возникновения структур, которые будут напоминать меджлис, так как, отмечает Джелял, ему известны настроения своих соотечественников, а также к тем крымским татарам, которые не брезгуют служить оккупационным властям на полуострове. В то же время Нариман Джелял склонен считать, что для Ремзи Ильясова и его соратников создание нового представительного органа – вовсе не сложная задача.
«Само собой, создание марионеточной организации и дать ей определенное название –несложная задача, с учетом работы пропаганды на телевидении, когда десяток человек, которые машут флагами, выдают за массовый митинг», – сказал Нариман Джелял в комментарии для Крым.Реалии.
Как бы там ни было, но и сами представители пророссийских крымскотатарских структур еще не пришли к единому мнению на предмет того, есть ли смысл в создании нового представительно органа в качестве замены меджлиса. К примеру, руководитель организации «Къырым Бирлиги» Сейтумер Ниметуллаев сообщил, что не считает нужным создавать подобную структуру. По его словам, такой орган уже давно успешно существует.
«Мы в Крыму организовали представительный орган 23 ноября 2014 года мы организовали здесь. Людей было достаточно много. Нам удалось избрать крымскотатарский общественный совет. Зашло 23 совета, 349 делегатов. И тогда же мы обозначились... У нас свой путь, по которому нужно идти. Сегодня есть представительский орган крымских татар – общественный совет при «Къырым Бирлиги», – заявил Сейтумер Ниметуллаев в разговоре с журналистами.