После того, как многие западные страны ввели против Российской Федерации абсолютно обоснованные санкции и отказались сотрудничать с агрессором, Кремль достаточно серьезно развернул свою внешнюю политику на Восток. До сих пор Китай для россиян преподносится журналистами и политиками в качестве основного стратегического партнера Москвы. Тем не менее в этих отношениях регулярно проявляются странности.
Поворот на 180 градусов в сторону Пекина, который считается пропагандистами очень успешным и стратегически важным решением, продвигается достаточно медленно и сложно. В основном это происходит из-за того, что китайские власти прекрасно понимают свое очень выгодное положение. Любому здравомыслящему члену общества ясно, что Россия желает сотрудничать с Китаем исключительно из-за отсутствия альтернативы и собственной безвыходности. В таких условиях Пекин в каждой отрасли пытается навязывать своему северному соседу выгодные исключительно для себя условия. Плюс ко всему, решения принимаются не так уж и быстро, ведь в КНР предпочитают каждый свой шаг тщательно продумывать и рассчитывать возможные риски.
Не так давно в российском информационном пространстве появилась новость о том, что банки Поднебесной все же выделят РФ 12 миллиардов американских долларов в качестве кредита. Эти внушительные денежные средства должны будут пойти на последующую разработку месторождений по добыче сжиженного природного газа. Этот проект известен общественности под названием «Ямал СПГ». Соответствующая новость теперь подается исключительно в качестве наглядного доказательства существенного прорыва в российско-китайских взаимоотношениях.
В целом Китайская Народная Республика считается в России главным инвестором, который способен за счет своего потрясающего экономического потенциала заполнить серьезные пустоты, которые образовались в агрессивном государстве после нарушения многолетнего сотрудничества с цивилизованным Западом. Время показало, что все оптимистичные прогнозы кремлевских пропагандистов так и не были подтверждены реальными фактами. Дело в том, что Пекин до сих пор не считает, что развитие отношений с Москвой является важнейшим процессом.
Справедливости ради следует отметить, что китайские инвестиции в российскую экономику в 2014 году практически удвоились по сравнению с предыдущим годом. Речь идет уже об 1,3 миллиардах долларов. Только в данном случае важно сделать одну весомую поправку. Дело в том, что большая часть этой суммы пришлась на первый квартал 2014 года, когда крымский вопрос еще не стал причиной полноценного раздора между Западом и Россией.
Если верить данным российского финансового регулятора, то за первые три квартала прямые инвестиции Пекина составили 290 миллионов долларов. Это выглядит несколько странно на фоне того, что по итогам 2015 года объем двусторонней торговли между этими государствами упал сразу на 28 процентов, остановившись на отметке всего лишь в 64 миллиарда долларов. Проанализировав эти факты, становится ясно, что не все идет так гладко, как запланировали в Кремле. Однозначно Москве не удается привлечь внимание китайских инвесторов во многие свои отрасли, ведь Пекин в первую очередь заинтересован лишь в сырьевых ресурсах своего соседа.
Зачем нужно сотрудничество именно сейчас?
Деловое издание «Биржевой лидер» напоминает о том, что Российская Федерация всегда являлась одним из самых крупных мире экспортером энергетических ресурсов. Китай, в свою очередь, представляет собой крупнейшего импортера энергии. В этой связи экспертам абсолютно не ясно, почему эти две страны, которые к тому же имеют общую границу, раньше не додумались сотрудничать в энергетической сфере деятельности. Все дело в том, что китайские компании были абсолютно не удовлетворены слишком завышенной ценой, которую россияне всем и всегда навязывают. Раньше у Москвы бал Запад и конкретно Европа, куда поставлялись энергетические ресурсы.
Теперь, когда эти рынки сбыта были закрыты, агрессору пришлось идти на уступки перед Поднебесной. Как уже было сказано выше, эту безвыходность отчетливо понимают в Пекине, в результате чего китайский торг теперь стал еще более жестким. В настоящий момент кремлевские чиновники активно говорят о том, что они заключают договоренности на крупные поставки энергии в Китай, но преднамеренно умалчивают о том, что все без исключения условия такого сотрудничества были навязаны им китайскими потребителями.
Из-за того, что инвесторы из Китая не слишком спешат удовлетворять амбиции россиян, в экспертных кругах все чаще слышны жалобы. Представители банковского сектора неудовлетворенны тем, что кредитные институты КНР во время выдачи денег ведут себе слишком сдержанно. В первую очередь Пекин не желает рисковать, ведь учитывает принципиальную санкционную политику высокоразвитого Запада. Китайские инвесторы ни при каких обстоятельствах не желают потерять доступ к всегда перспективной американской финансовой системе. С другой же стороны, они хотят воспользоваться слишком слабым положением России, но вышеуказанный сдерживающий фактор вынуждает их действовать слишком осторожно. Пока попытка усидеть на двух стульях в исполнении Пекина приводит лишь к положительным результатам.