Над тем, о чем свидетельствует выход Дональда Трампа на финишную прямую президентской избирательной гонки в США, размышляют многие эксперты. Сергей Шелин полагает, что этот кандидат дает основание говорить о кризисе в западной политике. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Росбалт».
В своей публикации журналист Сергей Шелин дал оценку присутствию одиозного миллиардера Дональда Трампа в финале предвыборной гонки президентских выборов в США. Он напоминает, что большая часть экспертной среды сходится на мнении о том, что жесткие рамки американской Конституции не оставят никакого пространства для маневра Трампу как потенциальному президенту. Узкий коридор возможностей даже скандалисту-предпринимателю не оставит шанса на проявление индивидуальности.
В этом контексте следует рассмотреть деятельность Дэвида Кэмерона, который функционирует в рамках крепко сбитых британских политических институций. В Великобритании премьер-министр является особой системной, полностью лишенной экстравагантности. Тем не менее через полтора месяца в Великобритании пройдет референдум, в рамках которого население даст ответ на вопрос о целесообразности дальнейшего пребывания государства в Евросоюзе. Событие это является необычным с точки зрения европейской и мировой политики. Еще более интересным можно назвать предстоящий опрос в Великобритании с учетом того, что результаты референдума эксперты даже не пытаются предсказать.
В этой британской ситуации государственный лидер, менее слитый с системой, выглядел бы несколько более адекватно, а не как человек, которого тащат за собой события. Примечательно, что Трамп выразился в поддержку выхода Великобритании из Евросоюза, что может оказать сильное влияние, поскольку сейчас шансы победы двух вариантов ответа практически одинаковые.
Смутные времена диктуют свои правила.
В спокойные времена институции в благоустроенных странах имеют огромное значение. Однако теперешний период спокойным вряд ли можно назвать. Характерной особенностью времен, подобных теперешним, является появление на политической арене лидеров, которые знают, как вести людей за собой. Появление в такой ситуации персон заурядных или случайных приводит только к тому, что смятение в умах увеличивается.
Если вынести за скобки все остальные моменты, можно констатировать, что западные страны теперешнего времени характеризуются очевидным кризисом идей, который сопровождается кризисом руководящих классов. На территории восточной части Евросоюза (Венгрия и Польша) кризис уже вошел в следующую фазу, для которой характерны национал-популистские режимы. Политические кланы, которые привычно правят в Старой Европе, чувствуют, как под ними почва теряет устойчивость, но пока держатся.
То, что старые политики не могут ни обновить курс, ни выдвинуть новых убедительных кандидатов, очевидно как электорату, так и самим партиям. В Америке Хиллари Клинтон является олицетворением традиционной политики. Дональда Трампа можно назвать полной противоположностью Хиллари Клинтон, до сих пор он был известен только как скандальный предприниматель-шоумен, выразитель общественного мнения.
Двое главных кандидатов приблизительно одного возраста, под 70 лет. В таком же возрасте 36 лет назад Рональд Рейган шел к президентству. Ситуация в американском обществе того времени была очень похожей на теперешнюю. На последние годы пребывания при власти Барака Обамы припали международные неудачи, с чем также пришлось столкнуться Джимми Картеру. Республиканец и поборник наращивания военной силы Рейган пришел к власти на риторике, противоположной той, которую использовал миролюбивый и робкий Картер.
Нередко сейчас можно услышать о стилистическом сходстве между Трампом и Рейганом. В отличие от Трампа, который выступает одновременно изоляционистом и империалистом, Рейган не только говорил вещи непротиворечивые, но и отстаивал публично одни неизменные взгляды на протяжении многих лет. Также важно, что, как человек системный и одна из видных фигур американского истеблишмента, Рейган продвигал собственные убеждения.
В подходящий момент, когда идеи Рейгана соответствовали общественному запросу, республиканцы выдвинули его в качестве кандидата в президенты. Этот факт свидетельствует о хорошей форме американского политического класса того времени. Более того, запрос на реформы в любом случае был бы реализован, с Рейганом или без него. Ориентация на политику силы сформировалась еще при Джиме Картере, несмотря на его метания и страхи. Решительные меры по преодолению кризиса, который принял Кратер, показали результаты уже при Рейгане.
В отличие от теперешней ситуации, американцы эпохи прихода к власти Рейгана четко знали, к чему стремятся. Правящий слой понимал, что необходимо предложить народу. Современная Америка боится применить силу, но не хочет выглядеть слабой. Американцы устали от политкорректности, но не видят ей альтернативы. Жители государства наблюдают за тем, как общество разделяется на две неравные части – успешное меньшинство и большинство, которое живет на пособия – но как поступить дальше, американцы не знают.
Современные американцы хотят сохранять мировое первенство, но чувствуют, что китайская система, даже при наличии в ней отдельных негативных моментов, довольно устойчивая. Сумятица в умах американского общества создала предвыборную систему 2016 года, со странными сюжетами и неоднозначными участниками.