Алексей Нецунаев и Константин Холодилин, берлинские исследователи, впервые, благодаря эконометрическим методам подсчитали, какое именно влияние оказывают санкции, веденные странами Запада на рост экономики Российской Федерации. Как оказалось, верхний предел ущерба составляет 11%.
В общей сложности экономика Российской Федерации потеряла порядка 2 процентных пунктов поквартального роста ВВП. Этот показатель был достигнут благодаря санкциям, введенным странами запада из-за аннексии Крымского полуострова, а также действиями России на восточной территории Украины. Именно об этом и идет речь в совместной статье научного сотрудника Немецкого института экономических исследований DIW Berlin Константина Холодилина, а также постдока Свободного университета Берлина Алексея Нецунаева.
В работе говорится, что если данные показатели перевести в потери экономического роста за два года санкций, окажется, что данные потери будут весьма и весьма заметными. Начиная со второго квартала 2014 года, то есть именно с того момента, когда были введены первые санкции против Российской Федерации, и до третьего квартала прошлого года, то есть до последнего доступного исследователям данных временного ряда, фактический рост ВВП в стране составил минус 4,1%.
Эксперты раздела «Новости России» журнала для деловых людей «Биржевой лидер» считают нужным отметить, что в отчете, поставленном по результатам исследования также говорится, что если бы санкции не были бы введены, то фактический рост ВВП за этот период времени должен был бы составить 6,9%. Господин Холодинин считает, что разница в этих показателях, которая, кстати, составляет около 11%, на самом деле является весьма существенной.
Оба автора этого исследования утверждают, что их совместная работа, на самом деле, является первой попыткой измерить то влияние, которое на экономику России оказали санкции, введенные странами Запада. Однако конкретно выделить влияние санкций, оказывается весьма проблематичным занятием, поскольку временной период оказался слишком коротким, а данных по нему – недостаточно. Тем более что по факту, введение санкций еще и совпало со стремительным падением стоимости нефти.
Для проведения своего анализа авторы исследования использовали метод структурной векторной авторегрессии, который первым предложил Кристофер Симс, американский макроэконометрист, причем еще в 1980 году. Весьма примечательно, что именно этот человек в 2011 году за данное достижение получил Нобелевскую премию. Авторы исследования рассчитали индекс интенсивности санкций для периода с марта 2014 года до декабря 2015-го. При этом следует учитывать тот факт, что до конца февраля 2014 года этот индекс был равен нулю. В каждый отдельный период времени значение индекса определяется тем, какое именно количество санкций было введено странами Запада, а также непосредственным весом этих самых санкций. Вес санкций, в свою очередь, определяются типом вводимых ограничений и долями стран в торговом обороте России. Для анализа были использованы данные Росстата, Eurostat, Datastream и Банка международных расчетов о росте ВВП России и еврозоны, ценах на нефть и реальных эффективных обменных курсах.
Влияние антироссийских санкций для экономической еврозоны оказалось достаточно мало, исходя из данных исследования. Средние темпы экономического роста в этой зоне снизились весьма незначительно. Одним из объяснений этому факту экономисты называют отрицательный баланс торговли еврозоны с Россией в 2014 году, который сократился на 3,6 миллиарда долларов США. Именно это и дало небольшой прирост ВВП валютного блока.
Немногим ранее Илья Прилепский и Евсей Гурвич из Экономической экспертной группы написали статью в которой дали оценку накопленных потерь ВВП Российской Федерации от введенных против ее экономики санкций за период 2014–2017 годов. Этот показатель они оценили в 6% от ППВ за 2013 год. Таким образом, чистый отток капитала, который был спровоцирован введенными ранее санкциями, составил от 160 до 170 миллиардов долларов США за аналогичный период времени. Антон Силуанов, глава Министерства финансов Российской Федерации, еще в 2014 году говорил о том, что страна теряет около 40 миллиардов долларов США в год в связи с тем, что против нее были введены международные санкции. Эта сумма равняется приблизительно 2% ВВП. А в январе текущего года Алексей Лихачев, заместитель министра экономического развития говорил о том, что убытки Российской Федерации от введенных против нее санкций, а также ответных санкций России, составили около 25 миллиардов евро в прошлом году.
Напомним, что именно в марте 2014 года против Российской Федерации были введены первые экономические санкции. Ограничение внешних заимствований стало наиболее чувствительным для экономики этой страны. Согласно данным PwC, если в 2013 году, то есть когда санкций ее не существовало, российские эмитенты привлекли за счет еврооблигаций 46,4 миллиарда долларов США, то в 2014-м — только 10,4 миллиарда, а в 2015-м - немногим более 5 миллиардов. А январе текущего года Владимир Путин, президент РФ, в своем интервью немецкому изданию заявил, что «санкции - далеко не самая сложная вещь, которую мы переживаем, но тоже вредная для нашей экономики — выход на внешние финансовые рынки».