Современное киноискусство испытывает на данном этапе серьезный прессинг со стороны телесериалов. В материале датского издания Berlingske рассматривается эта проблема с учетом стартовавшего на этой неделе престижного Каннского кинофестиваля. С материалом знакомит издание «Биржевой лидер».
На очередном фестивале в Каннах зрителям и кинопрофи предстоит познакомиться с новыми работами таких титулованных людей в мире киноискусства как Педро Альмодовар и Шон Пенн. С другой стороны, сейчас с особой тревогой ожидаются кинособытия, потому что цифровой метеор проносится над обществом значительных людей в киноискусстве. Но, несмотря на это, фильмы, представляемые в Каннах, в художественном отношении хуже не стали.
Каждый год кинофестиваль представляет удивительное кино, которое, выходя за рамки обычного, становится прорывом, а ведь этого и ждут от искусства. Это остается важным даже несмотря на то, что все больше людей уделяют внимание телесериалам, но ни «Игры престолов», ни «Карточный домик» не могут дать того ощущения, которое могут подарить полнометражные фильмы. Однако для защиты большого кино следует ознакомиться с тем, что предлагает фестивальная программа в этом году.
Согласно традиции, сложившейся в Каннах, те, кто хотя бы раз получил доступ на красную дорожку фестиваля в основной программе, возвращаются в будущем и не раз, это ставит определенный барьер на пути молодых участников. Кен Лоуч (78 лет), Джим Джурмуш (63 года), Педро Альмодовар (66 лет), братья Дарденн (62 и 65 лет).
Британец Лоуч побывал в Каннах в 2014 году с ностальгическим фильмом «Зал Джимми», а сейчас представляет «Я, Дэниэл Блейк», фильм о ремесленнике, который вынужден жить на пособие из-за травмы. А вот в 80-е годы режиссер негодовал по поводу неолиберальной политики Тэтчер. Сегодня же он, кажется, уже потух. Джармуш в 80-е был революционером традиций американского нуара, но его последняя лента «Выживут только любовники» стала неловкой затянутой шуткой про вампиров, но он получил приз фестиваля в 2013-м. В этот раз режиссер привез сразу два фильма: документальную ленту о панк-коллективе The Stooges и фильм «Патерсон» с такими популярными актерами как А. Драйвер (сериал «Девочки») и Г. Фарахани.
Как рассказывают, актрисе запретили работать в Иране, после того как она снялась топлесс для журнала. Братья Дарденны тоже часто бывают в Каннах и дважды отмечались «Золотой пальмовой ветвью» с фильмами на социальную проблематику. Сейчас они готовы продемонстрировать «Незнакомку», фильм о враче, расследующем смерть девушки. Фаворитом же следует считать Альмодовара, который приехал с «Джульеттой», снят фильм по рассказам Элис Манро.
Для новых голосов в киноискусстве на фестивале существует внеконкурсная программа. К таким следует отнести режиссеров из стран третьего мира - Мохаммеда Диаба и Махемета Салех-Харуна. Кроме того, работы молодых режиссеров можно посмотреть и в конкурсе «Особый взгляд». В основной программе незападными режиссерами являются лауреат «Оскара» А. Фархади с фильмом «Коммивояжер» и филиппинец Б. Мендоса, считающийся одним из наиболее уважаемых режиссеров фестиваля, но и наиболее ненавидимых после фильма «Бойня», наполненного картинами насилия.
О чем говорят в Каннах из года в год, так это об отсутствии женщин-режиссеров. Рекорд был поставлен 2009-м, когда их было трое из 20 режиссеров. В этом году аналогичная ситуация: немка М. Эд, американка А. Арнольд и француженка Н. Гарсия. Все три их ленты будут показаны в начале фестиваля, поэтому пресса наверняка отметит нынешний фестиваль как «великий год женщин» в Каннах. Джоди Фостер также покажет свой фильм, куда ей удалось заманить самого Джорджа Клуни - «Денежный монстр», но фильм пройдет во внеконкурсной программе.
В третий раз покажет в Каннах свой фильм 27-летний французско-канадский режиссер К. Долан. Насчет него много ожиданий. Его фильм «Мамочка» называли гениальным, наполненным эмоций и важных кинематографических экспериментов. Теперь он покажет «Это всего лишь конец света», и можно не сомневаться фильм привлечет всеобщее внимание, этому будет способствовать и актерский состав с французскими звездами Леа Сейду, Марион Котийяр, Венсан Кассель. Они сыграли, судя по описанию, драму о смертельно больном человеке, прощающемся с семьей. Стоит связать надежды на успех и с лентой датчанина Рефна и его «Неоновым демоном». Гиперстилизованный фильм о насилии разделил критиков во мнении.
Сериалы, несомненно, в последние годы завладели вниманием зрителей. Но их главная цель удержать зрителя как можно дольше. Такие телешоу могут быть захватывающими, но художественный аспект в них вторичен. Сериал, несомненно, когда-то выдохнется и начнет себя повторять. Полнометражное кино служит, напротив, иной цели - дать художественный опыт. Кино не подсаживает зрителя на зависимость, однако стремится дать как можно больше в очерченное время. В сериалах размазывают масло, отмечает издание, а кинорежиссеры обрезают жир. Сериалы вызывают пресыщение, а фильмы только разжигают аппетит - к жизни, к новому художественному опыту. Так что стоит дождаться, получится ли у Долана, Рефна и других в Каннах пошатнуть доминантное положение потоковых медиа. Впрочем, если есть на сегодня фильмы, чей художественный уровень соответствует цели, то Канны, наверное, лучшее место, чтобы их найти. И тогда возможно удастся замедлить появление метеора.