Вопрос общих черт и различий между украинцами и россиянами прокомментировал Андрей Зубов. Он утверждает, что современные россияне, повторяют ошибку царского времени, когда называют украинцев и белорусов «испорченными великороссами». Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на ONLINE.UA.
Известный российский историк, доктор исторических наук и общественно-политический деятель Андрей Зубов в рамках интервью дал объяснение того, что, в отличие от большинства родственных народов в Европе украинцы и россияне не могут оформить «цивилизованный развод». Профессор уверен, что такая ситуация возникла в силу действия объективных и субъективных причин.
В качестве объективных предпосылок, указывает историк на то, что существование в древности единого восточнославянского субстрата является общеизвестным. После варяжского и хазарского завоеваний субстрат превращается в народ более сложный, но по-прежнему единый. Воспринимается этим народом славянский или старый болгарский язык как обязательный элемент богослужения. В качестве официального языка определился древнерусский, при этом все племена продолжали говорить на своих отдельных наречиях, постепенно речь стала более однородной.
После монголо-татарского завоевания приблизительно через полтора столетия народ начинает распадаться. Литовским князьям удается отвоевать западную часть территории, на которой сейчас размещается Украина и Беларусь, под контроль поляков отошла западная часть земель. В результате возникло несколько отдельных княжеств. Восточная часть территории, Россия или же Великороссия остались под контролем татар. Старинный древнерусский уклад жизни удалось сохранить в Новгородской и Псковской Руси, которая под властью татар не была и сумела избежать завоевания Литвой.
Кроме того, в 15 веке Москва завоевала Новгород, развитие Восточной Руси происходило преимущественно через Москву. В борьбе за наследие Древней Руси Московия противостояла Литве в Восточной Европе. Не принимая во внимание польский период, можно сказать, что противостояние в конечном итоге завершилось объединением Руси под началом Москвы в 18 веке. Противостояние на протяжении множества лет привело к появлению внутри Российской империи деспотичных восточных элементов, которым противопоставлялись аристократические традиции западной части территории Руси.
Большинство ученых полагает, что существование россиян, украинцев и белорусов как отдельных этносов началось с 15 века. Тем не менее, разными народами украинцы и великороссы начали ощущать себя только в 17 веке. Только после объединения под руководством московских царей отдельные народы имели возможность осознать присутствие между ними большого количества различий.
Историк подчеркивает, что нет смысла называть один из народов более или менее «русским». Тем не менее, поскольку империя создавалась по великорусскому прототипу, одним из привычных элементов политики было стремление русифицировать как украинцев, так и белорусов. В конечном итоге оказалось, что попытки заставить другие народы отказаться от национальной идентичности безуспешны.
Обращает внимание Зубов на то, что русифицировать украинцев и белорусов не удалось даже большевикам. На время, когда большевики пришли к власти, каждый из народов уже успешно сформировал свою отдельную культуру и самосознание. Причины геополитического характера привели к тому, что между соседними народами возникла большая разница.
У народов общее прошлое, но отдельный путь в будущее.
Вместо ожидаемого формирования одного западнорусского этноса сформировались два народа. После Люблинской унии, подписанной в 1569 году, украинская территория начала контролироваться Польшей, земли теперешней Беларуси отошли под контроль Литвы. В результате начали существовать 2 отдельно сформированных этноса. Два народа могут существовать в мире или вражде, но остаются при этом родственными. Общеизвестно, что близкие родственники намного более часто конфликтуют, чем люди малознакомые.
В действиях нынешних российских властей Андрей Зубов констатирует наличие ошибки. Историк утверждает, что в Москве политики пытаются использовать историческую близость между тремя соседними народами в контексте, который порождает только вражду. Вместо этого можно тот же самый элемент общей истории использовать во благо.
Причина неправильного подхода российских политиков к общей истории, по мнению профессора, заключается в том, что они неверно понимают особенности теперешнего времени. Текущий исторический этап делает невозможным покорение или лишение идентичности какого-либо народа. На самом деле попытка перенести центр Киевской Руси в Москву бессмысленна, поскольку титул столицы принадлежит Киеву. С учетом этого исторического момента, нет смысла говорить, что эталонные русские живут в России, а украинцы и белорусы являются испорченными русскими.
Пренебрежительное отношение к отдельным этносам параллельно с возвеличиванием других историк называет неверным подходом. Определение славян или варягов к представителям высших народов и присвоение половцам звания низшего народа можно с уверенностью назвать культурным расизмом. Историк уверен, что избирательную память можно назвать явлением, с которым следует бороться.
Ошибочным считает эксперт также подход теперешнего российского руководства к этническому вопросу. Причисление русских украинцев и белорусов к одному народу является отрицанием наличия украинцев и белорусов как отдельных этносов. Зубов напоминает, что подобная ошибка допускалась в царские времена, в рамках имперской логики, построенной на насилии.