Международное сообщество работает над урегулированием сирийского кризиса. По мнению некоторых экспертов, устойчивый мир в Сирии возможен только после смены власти. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для трейдеров «Биржевой лидер» со ссылкой на Deutsche Welle.
На 17 мая запланировано проведение в столице Австрии встречи Международной группы по поддержке Сирии, сопредседателями в которой выступают Вашингтон и Москва. Главным вопросом, обсуждение которого планируется, является реализация соглашения по установлению перемирия и старт в Сирии политического процесса. В рамках интервью теперешнюю ситуацию и возможные сценарии ее развития прокомментировала Бенте Шеллер, политолог и эксперт по Ближнему востоку, возглавляющая региональное представительство Фонда имени Генриха Белля в Бейруте.
В первую очередь эксперт обращает внимание на то, что объявленное в конце февраля перемирие, с которым на начальном этапе местное население связывало большие надежды, на практике не выполняется. На самом деле еще с самого начала фиксировались нарушения режима перемирия разными сторонами конфликта, но оптимисты продолжали ожидать улучшения ситуации. Со временем оказалось, что бои продолжаются с прежней активностью, а сокращение количества погибших не фиксируется.
Объявленное перемирие не распространяется на боевые операции, направленные против боевиков-исламистов. В результате реализации тщательно продуманной операции армии Асада удалось отвоевать Пальмиру. Проблема заключается в том, что режим Асада при поддержке российских военных продолжает активно действовать, но бомбардирует вместо полиций боевиков только боевые укрепления оппозиционеров. Поэтому противодействие терроризму в Сирии характеризуется минимальным прогрессом.
Известно также, что днями между Вашингтоном и Москвой опять возникла размолвка по поводу сирийской темы. Российские политики выступили с предложением признать террористической организацией одну из ведущих группировок сирийских повстанцев «Ахрар аш-Шам». Американцы при поддержке Франции, Великобритании и Украины решение заблокировали. Шеллер объясняет, что для Москвы причисление «Ахрар аш-Шам» к террористическим организациям является важным моментом стратегии.
Известно, что эта группировка тесно сотрудничает с организацией «Фронт ан-Нусра», которая в свою очередь близка к «Аль-Каиде», однако определяющим для россиян этот момент не является. Для Москвы важно, чтобы группировки, действующие на сирийской территории, были признаны террористическими. Внесение повстанцев в список террористических групп даст возможность Асаду и его соратникам продолжить обстрелы, несмотря на объявленное перемирие.
Включение влиятельной группировки в список террористических организаций послужит поводом для дальнейших бомбардировок определенных районов сирийской территории. Общеизвестным фактом является то, что российские ракеты очень редко поражают объекты или группы боевиков. Большая часть жертв обычно приходится на мирное население. Разговоры о присутствии исламистских группировок в Алеппо начались после сомнительного заявления представителей России о том, что большинство оппозиционеров, сосредоточенных на восточной части территории города, являются исламистами.
На самом деле заявление россиян имеет мало общего с действительностью. Незначительным можно назвать численное присутствие в Алеппо представителей организации «Фронт ан-Нусра». Тем не менее Москва вынесла этот вопрос на повестку дня в переговорах. Эксперт убеждена, что возражения Вашингтона и других сторон переговоров связанны вовсе не с тем, что они неверно оценивают деятельность группировки. Скорее всего, с помощью блокировки решения они предотвращают политический маневр России.
Устойчивый мир возможен только без Асада.
Национальная коалиция, объединение сирийских оппозиционеров, базирующееся в Стамбуле, занять в Сирии прочные позиции или даже чаще посещать страну не имеет возможности длительное время. Практически всегда попытки приблизиться к Сирии сталкивались с проблемами в виде противодействия режима Асада. Власть в государстве неизменно пыталась усилить бомбардировки территорий, которые контролируются оппозиционерами.
Очевидно, что пребыванием оппозиции на территории другой страны ухудшается ее положение, даже в вопросе поддержки населением. Пребывающие за границей противники власти не могут сделать что-либо для людей и повысить тем самым собственную поддержку. Такая сложная ситуация стала одной из причин раскола внутри сирийской оппозиции.
На международной арене позиция противников Асада также неоднозначна. Сирийских оппозиционеров постоянно стараются склонить в разные стороны. Германия, Франция, страны Персидского залива, а также другие участники процесса урегулирования сирийской ситуации, не могут прийти к единому мнению относительно ожиданий от оппозиционеров.
Тем не менее сами оппозиционеры занимают довольно четкую позицию. Они настаивают только на том, что Башар Асад должен покинуть президентскую должность. С учетом того, что большинство жертв в затяжном сирийском конфликте погибает именно в результате действий армии Асада и его союзников, четкую позицию оппозиционеров можно понять. Они убеждены, что при условии дальнейшего пребывания президента на своей должности добиться стойкого перемирия невозможно.