Европа начала строительство Трансадриатического газового провода (ТАР), благодаря которому станут возможными поставки десяти миллиардов кубических метров голубого топлива из Азербайджана в южные регионы Европейского союза, главным образом в Италию. Как отмечают эксперты раздела «Новости Мира» журнала для инвесторов «Биржевой лидер», благодаря такому подходу европейцы надеются на диверсификацию источников поставок газа. Как результат, российский газовый монополист «Газпром» может оказаться без пятидесяти процентов своего присутствия на рынке Италии.
Информация о начале строительства Евросоюзом Трансадриатического газопровода вчера, семнадцатого мая, была распространена официальным представителем Европейской комиссии Маргаратисом Схинасом. В частности, чиновник подчеркнул, что в планах Европы до 2019-2020 года получить через эту трубу на протяжение года, по крайней мере десять миллиардов кубических метров.
Принято считать, что Трансадриатический газопровод – это часть так называемого Южного газового коридора. В нем удалось объединить сразу несколько проектов газопроводной сферы, главным предназначением которого являются поставки из Каспийского региона европейским потребителям таким образом, чтобы обойти Российскую Федерацию. Кроме всего прочего, имеется в виду азербайджанский газ, который добывают в месторождении Шах-Дениз-2 (не секрет, что в планах Азербайджана поставка в Европу десяти миллиардов кубометров газа). Не так давно появилась информация, что благодаря таким объемам удастся покрыть примерно семнадцать процентов всего объема голубого топлива. Сравним: в соответствии со статистическими данными, предоставленными «Газпром экспортом», в течении минувшего года в Италию с России было поставлено 24,42 миллиарда кубических метров газа. Это равно более тридцати процентам всех ее потребностей.
TAP будет последним звеном, составляющим цепочку из трубы Баку – Тбилиси – Эрзурум (Южно-Кавказский газопровод) и Трансанатолийского газопровода (TANAP), прохождение которого планируется вдоль турецкой территории. Предполагается, что ПАР будут прокладывать от границы Турции и Греции через Албанию и Адриатическое море на южную часть Италии. Что же касается финансовых расходов TAP, то их уже оценили в 5,6 миллиарда евро.
Следует отметить некоторые любопытные моменты, имеющие отношение к ТАР. Прежде всего, нужно знать, что Азербайджан, власти которого намерены осуществлять поставки газа, осуществляет частичную его закупку в Российской Федерации. В сентябре минувшего года был положен старт поставкам в соответствии с подписанными с «Газпромом» договоренностями. Ими, в частности, предусматриваются закупки Азербайджаном двух миллиардов кубических метров голубого топлива.
Впрочем, одиннадцатого числа текущего месяца руководитель Госнефтекомпании Азербайджана (ГНКАР, SOCAR) Ровнаг Абдуллаев сделал заявление о готовности его страны осуществлять покупку голубого топлива в объемах от трех до пяти миллиардов кубически метров. В адрес представительства «Газпрома» уже было направлено предложение соответствующего характера.
Стоит отметить еще один момент. Европейская комиссия еще в начале весны приняла решение, в соответствии с которым проект ПАР полностью соответствует действующим нормам европейского законодательства. И это при том, что в нем нет каких-то значимых отличий от российского газопровода «Южный поток» (ЮП) (в конце 2014 года Российской Федерации пришлось от него отказаться как в связи с предъявленными Еврокомиссией претензиями). А все потому, что ЮП не мог соответствовать так называемому Третьему энергетическому пакету Европейского Союза, положения которого запрещают участникам газового рынка осуществлять транспортировку голубого топлива.
В то же время среди акционеров TAP можно встретить как раз игроков рынка: по двадцать процентов принадлежит SOCAR, британской ВР и итальянской Snam. Девятнадцатью процентами владеет бельгийская Fluxus, шестнадцатью процентами — испанская Enagas и пятью процентами — швейцарская компания Axpo.
Трансадриатический газопровод, в сравнении с «Южным потоком потока», из-под действия Третьего энергетического пакета был внедрен по просьбе акционеров.
Прежде Российская Федерация также просила пойти в этом плане навстречу ее проекту, но ответ Еврокомиссии был отрицательным. Однако ранее ЕК пояснила исключение, которое было сделано для TAP, тем, что в общей сложности эффект для роста показателя конкуренции и энергетической безопасности Европы от данного проекта будет выше, в сравнении с возможными рисками (в данном случае имеются в виду возможные конкурентные преимущества, которые TAP могут достаться благодаря тому, что ему на двадцать пять лет будет предоставляться плавающая ставка налогов).
По словам партнера компании Rusenergy Михаила Крутихина, что «Газпром» в Европе традиционно воспринимаю в качестве политического орудия Москвы и по этой причине, как только появится возможность диверсификации поставок, Европа пытается это сделать.
«Поэтому с итальянского рынка, скорее всего, будут вытесняться именно объемы, поставляемые «Газпромом», или по крайней мере их часть», - сказал Крутихин.