Реакцию российской политической элиты на переименование украинского города, ранее известного как Днепропетровск, прокомментировал Сергей Шелин. Он утверждает, что единственным удивительным моментом в переименовании является только то, что произошло оно так поздно. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Росбалт».
Журналист Сергей Шелин в публикации своего блога пишет, что, несмотря на множество формальностей, переименование Днепропетровска в Днепр можно считать фактом свершившимся. Российские официальные и полуофициальные лица уже изобразили дежурное театральное удивление и успешно поделились придуманными по данному случаю остротами.
Провластные российские «политические эксперты», а также высококвалифицированные «знатоки украинской души» расценили переименование как свидетельство дальнейшего ухудшения ситуации в Украине. Впрочем, нет ничего удивительного в озвученных выводах. Тем не менее история смены названия города в некоторой степени является поучительной.
Начиная издалека, журналист напоминает, что имя Днепропетровск город, первоначально названной Екатеринославом, получил в 1926 году. Сменой названия большого города руководство Страны Советов воздавало честь большевику Георгию Петровскому. До недавнего времени город оставался единственным миллионником, в названии которого сохранялась печать коммунизма.
Можно с уверенностью сказать, что судьба самого названия оказалось довольно счастливой. Название, данное при коммунизме, сохраняло актуальность целых 90 лет, рекорд этот бьет только Ульяновск, который еще в 1924 году перестал быть Симбирском, но населенный пункт явно намного меньше Днепра. Названия «Ленинград» и «Свердловск» продержались около 67 лет, Куйбышев был таким 56 лет, Сталино - только 37 лет. Вряд ли кто-то сейчас вспомнит, что Пермь когда-то называлась Молотовым, а Самара – Куйбышевым. За небольшим исключением большевистские имена населенных пунктов продержались недолго.
Три столицы государств постсоветского пространства также в свое время носили коммунистические названия. Бишкек с 1926 по 1991 год именовался Фрунзе, Душанбе носил название Сталинабад с 1929 по 1961 год, Астана была Целиноградом с 1961 по 1992 год. Все эти города миллионниками еще не стали, но к этому статусу довольно близки. Казахстанская столица изменила название в процесс дерусификации, но кардинально ситуацию это не меняет.
Внутри России советские имена сохраняется преимущественно в средних и малых населенных пунктах, но иногда избавиться от этого груза им все же удается. В 1946 году Рыбинск был переименован в честь Александра Щербакова, избавился от нового названия город в 1957 году. Затем в честь умершего генсека этот же город в 1984 году был назван Андроповым, отменено решение через 5 лет. Десоветизация названий в России остановлена достаточно давно.
Днепропетровск был последним.
До настоящего времени главные или большие города на территории постсоветского пространства успешно избавились от коммунистических названий, Днепропетровск был последним по счету. Самым удивительным моментом в смене названия журналист называет только то, что произошло оно так поздно. Очевидно, что возможностей для отказа от старого названия города-миллионника было более чем достаточно.
Григория Петровского можно назвать хрестоматийным большевиком старой закалки и большим начальником после Октябрьской революции. От лица Украины он подписывал договор об образовании СССР. Сам Петровский дожил до 1937 года, его имя в названии города пережило самого партийного функционера. Общеизвестно, что многие другие влиятельные большевики «свои» города удержать долго не могли.
К примеру, Гатчина, которая называлась Троцком с 1923 года, через несколько лет переименована. Элисаветград назван Зиновьевском в 1924 году, но через 10 лет название сменил. Примечательно, что в партийных оппозициях Петровский не состоял, он принадлежал к высшему кругу украинской номенклатуры и оказался единственным человеком из нее, которому удалось сохранить жизнь. Сын Григория Петровского Петр входил в число был оппозиционеров-бухаринцев, за что и был расстрелян.
За родство с противниками власти обычно наказывали беспощадно, но печальной участи Григорию Петровскому удалось избежать. На занятиях по истории КПСС студентам-первокурсникам рассказывали о 6 представителях большевистской партии в последней Государственной думе царских времен. К составлению учебника был причастен непосредственно товарищ Сталин. В 1937 году в живых оставались 4 из 6 парламентариев, в числе которых и Петровский. Судя по всему, Петровскому удалось избежать опалы через нежелание Сталина переписывать «сакральную книгу».
Возможно, другим фактором, который объясняет долгое сохранение актуальности названием «Днепропетровск», является естественность звучания. Присутствие в названии высокоидейной составляющей не бросалось в глаза, большинство людей даже не догадывались, что имя города включает в себя фамилию какого-то партийного деятеля советских времен. В результате сочетания случайных факторов возникло чудо длительностью в 90 лет, срок действия которого успешно истек. Следом за Ленинградом и Горьким, Троцком и Зиновьевском частью истории стал Днепропетровск.