За прошедшие несколько лет с того времени, как Россия забрала Крымский полуостров себе, о гибридной войне РФ слышал уже каждый. Этот термин широко применяется рядом западных политических деятелей, медиаресурсами и специалистами. Под этим словосочетанием понимается весь спектр действий Москвы недружественного характера в отношении западных цивилизованных стран. Он же является очень удачным отражением параноидальной сущности Владимира Путина, сообщает политический эксперт Леонид Бершидский в материале, обнародованном на сайте «Новое Время».
Не так давно увидела свет статья, автором которой является Рут Форсит, представитель исследовательского центра, работающего при Атлантическом совете. Она рассказывает о том, как именно Россия дестабилизирует положение в Германии. В этом материале автор также рассказывает, как было произведено хакерское нападение на сервер законодательного органа ФРГ, в котором, предположительно, замешаны спецслужбы РФ. Госпожа Форсит поведала и о том, как усилилась активность русскоязычной диаспоры Германии. Не обошла она также и тему шпионажа со стороны РФ, сообщает господин Бершидский.
Форсит полагает, что все это является неоспоримым свидетельством того, что Российская Федерация ведет враждебные действия против ФРГ. Главная цель Москвы – подвергнуть сомнению легитимность нынешних германских властей и государственного устройства в целом путем проведения гибридных действий.
По мнению господина Бершидского, это является очень характерным примером неправильного применения термина «гибридная война». Он напоминает, что первый раз он стал использоваться для описания деятельности организации «Хезболла» в ходе военного конфликта между Израилем и Ливаном в 2006 году. Он описывал характер ведения войны при использовании террористических атак, отрядов инсургентов и регулярных военных подразделений. Новую популярность словосочетанию принес Валерий Герасимов, глава российского Генерального штаба, который указал, что в современном мире сама форма ведения войны претерпела изменения. По его мнению, теперь таким же эффективным оружием в конфликте является и информация, и экономические рычаги давления, отмечает Леонид Бершидский.
В целом обнародованные мысли господина Герасимова не следует считать новыми. Об этом, в частности, также ранее писали фон Клаузевиц и Мао Цзэдун. Немало деятелей в мире полагали, что немилитарные способы противодействия так же важны, как и традиционные инструменты. Тем не менее много экспертов сочло, что именно это сочетание слов как нельзя лучше описывает способы, которыми российские власти раскачивают ситуацию в соседней Украине.
В то же время специалисты отмечают, что гибридной войной следует называть комплексное применение разного рода инструментов, призванных реализовать ту или иную задачу на международной арене. Главный смысл ее состоит в том, чтобы разрушить целостность объекта приложения усилий, уничтожить экономику и обеспечить утрату консолидации общества. В числе инструментов, годных для проведения атаки, упоминается шпионская деятельность, помощь криминальных структур и идейных единомышленников при условии ограниченного применения военной силы.
России ничего не будет угрожать если власти начнут заниматься экономкой и демократизацией.
В то же время немало специалистов уверено в том, что такого рода определение слишком общее, чтобы его применять однозначно. В частности, довольно распространено ошибочное представление, что Россия реализует некий единый план на внешнеполитической арене. Однако подчеркивается, что в реальности в каждом направлении Москва действует по-разному. Политика России на территории бывшего Советского Союза заметно отличается от той, которая реализуется на мировом уровне или в отношении Европейского Союза.
Леонид Бершидский в это связи все же полагает, что не следует считать ошибочным использование этого термина в отношении действий российских властей. За политикой Кремля явно проступает некий стратегический план. Все действия, направленные на внешние площадки, совершенно однозначно координируются в едином центре. Не следует каждый эпизод рассматривать в отрыве от остальной картины, подчеркивает Леонид Бершидский. В то же время он уверен, что применение понятия «гибридной войны» выказывает только панические настроения западных политиков и свидетельствует о параноидальности Путина и его окружения.
Однако все дело в том, что весь российский истеблишмент полагает - «гибридную войну» ведет как раз Запад против России. Таким образом все, что делает российская верхушка, позиционируется как мероприятия оборонительного характера, отмечает Леонид Бершидский. Российские высокопоставленные чиновники совершено убеждены, что Запад ведет агрессивные действия еще с самого момента распада Советского Союза. Такая постановка вопроса и обусловила то, что российская верхушка расценила события в Украине как агрессивный выпад Запада против РФ.
Как полагает эксперт, для того чтобы противостоять мнимым атакам Запада, необходимо только придерживаться принципов на которых базируется современное общество – свобода слова, права человека и пр. Также важно обеспечивать квалифицированное управление государством, что позволит обеспечить рост благосостояния народа и высокий уровень образования.
Запад со своей стороны должен просто игнорировать выпады Москвы и жить полноценной жизнью, оставаясь при мнении, что именно его базис является наиболее правильным и совершенным, резюмирует Леонид Бершидский.