Днями официальный сайт Кремля объявил о грядущем визите президента Путина в одну из стран ЕС. Подобный визит произойдет впервые за последние полтора года, пусть Греция и не считается большой западной страной, скорее даже во многих отношениях аутсайдер, но она остается членом ЕС. О том, в каком состоянии ныне пребывает «западная изоляция» Путина, рассказала «Апострофу» российский публицист Лилия Шевцова. С мнением эксперта знакомит издание «Биржевой лидер».
Путин действительно собрался посетить Грецию, вряд ли это говорит о каком-то стратегическом интересе России в этой стране, отмечает Шевцова, потому что российские интересы традиционно фокусируются на масштабных играх и крупных игроках. Однако путинский визит все же следует рассматривать в контексте ряда шагов в направлении прорыва международной изоляции, начавшейся после аннексии Крыма. «Поры» в этой изоляции уже намечены, например, посещением России делегацией Баварского Христианско-социального союза, или японского премьера в Сочи. Также следует отметить встречу на уровне Совета Россия-НАТО. А еще, почему бы сюда не добавить поддержку Берлином проекта газопровода «Северный поток-2».
Запад тем временем находится в поиске формулы новых отношений с Россией и ее президентом, это должен быть баланс между диалогом и сдерживанием. при всем существующем на Западе прагматизме и цинизме политического класса и западного бизнеса, теперь они уже не могут с доверием относиться к Кремлю. Во всяком случае пока в Кремле заправляет нынешний хозяин. Россия и ее элита уже нарушили международные правила игры, допустили громкие скандалы, как например история с употреблением российскими спортсменами допинга под прикрытием государства – все это не способствует укреплению партнерства с Западом. И дело тут даже не в приверженности нормативным ценностям и морали западного истеблишмента, тамошним элитам тоже свойственны «панамагейты». Но общественное мнение на Западе сделало Кремль «токсичным».
Однако при всем при этом не стоит пребывать в иллюзии, что Запад рассматривает Путина так же, как и Януковича. Совсем нет – там помнят, что Путин лидер ядерной державы, которая потенциально может уничтожить ведущую державу Запада – США, либо сотворить иные неприятности. В связи с этим западное сообщество склонно дозировать неприятие Кремля и президента РФ. Не стоит сомневаться, что на их изоляцию Запад не пойдет, скорее, наоборот, в западных столицах попытаются расширить коммуникационные каналы с Кремлем. Либеральным демократиям не загнать Кремль в угол. Политики там продолжают думать категориями внешней германской политики по развитию диалога с Восточной Европой, известной как Ostpolitik. Поэтому там предпочитают искать возможности для разговора с Москвой, чтобы убеждать ее сменить свою политику. Как известно, Ostpolitik обернулась провалом, однако политиков на Западе это не заставило сменить убеждения. Там продолжают безуспешно искать возможности для сочетания диалога и сдерживания России.
В самой Москве предпочитают смотреть на российскую внешнюю политику как на успешную. Даже некоторые западные комментаторы любят ей в этом вторить, отмечая кремлевские «прорывы». Вот и в недавнем докладе российского Совета по внешней и оборонной политике о стратегии для России, где, как считаются, звучит мейнстримная экспертная внешнеполитическая мысль, российская дипломатия определена как «мастерская», а зарубежная политика как «успешная». Сложно сказать, насколько успешной можно считать внешнюю государственную политику, если она привела к конфронтации с Западом и всеобщим санкциям против государства, считает Шевцова. Успехи Кремля просматриваются Кремлевский успех в том, как действия Москвы постоянно застают Запад врасплох. Однако, с другой стороны, Кремль добился того, что Запад консолидировался и приступил к координированным действиям в направлении сдерживания России. Это трудно назвать успехом, скорее стратегическим поражением.
Еще одна грань московских успехов – «переориентация на Восток». Согласно стратегии СВОП, признается, что поворот на Восток пока недостаточно обеспечен экономически и политически. Вяло идут дела по линии Шанхайской организации сотрудничества, незаметны результаты по договоренности «сопряжения» Экономического пояса «Шелкового пути» и Евразийского экономического союза. Согласно анализу российского мейнстрима, даже прокремлевским экспертам приходится признать отсутствие особых успехов с разворотом Москвы на Восток.
Западным политикам сложно позволить себе роскошь в виде полного игнорирования Путина или изоляции России. Однако многое зависит от формы «коммуникации» с Москвой. Вплоть до недавних времен западная политика производила впечатление попустительства, которое только порождало у Москвы желание место прохождения «красной черты» или вообще реальность ее существования. Какова будет новая модальность Запада пока определить непросто. Он в прострации, потому что навалилось слишком много вызовов, требующих ответов. Отвечать пока некому, потому что в критический момент оказалось, что во главе крупных западных государств оказались слабые лидеры, кроме Меркель, да и ее потенциал ныне ослаблен из-за проблемы с беженцами. Америка тем временем взяла паузу и не ясно, как долго сможет Меркель заменять всех западных лидеров, резюмирует публицист.
Какую форму коммуникации с Путиным выберет Запад – Лилия Шевцова
Автор: Денис Мягкий
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Если у Вас иное мнение напишите его в комментариях.