«Укринформ» побеседовал с защитниками Надежды Савченко о том, как происходило ее освобождение и какие условия поставил Путин украинским властям.
По мнению Николая Полозова, возвращение Савченко в Украину является несомненным провалом Кремля. Российские власти понесли репутационные потери и подорвали авторитет на политической арене внутри страны. В то же время он указал, что не следует забывать – общественности показывается только малая часть событий. Господин Полозов полагает, что в процессе последнего общения «нормандской» четверки, вероятнее всего, Путин выставил определенные требования. Чего именно добивался российский президент, сказать нелегко. Однако господин Полозов подчеркивает, что Кремль никогда не вел себя бескорыстно, и, видимо, из создавшейся ситуации там намерены извлечь максимум выгоды. О том, чего именно добивались у Путина, можно будет узнать очень скоро по действиям западных партнеров и властей Украины, полагает эксперт. Он допускает, что, скорее всего, российские власти добивались отмены ограничительных мер, так как в преддверии выборов в законодательный орган Москве крайне необходимы деньги, которых у нее сейчас нет.
Он также отметил, что продемонстрированная на российских пропагандистских телеканалах сцена встречи Ерофеева и Александрова с их супругами была «жалкой и неубедительной». Он указал, что сюжет явно был постановочный и рассчитан на внутреннее потребление. В то же время он напомнил, что Савченко в Борисполе встречала огромная толпа поклонников и представителей украинских медиаресурсов.
Господин Полозов также сообщил, что не сомневается – в Европейской парламентской ассамблее Савченко встретят аплодисментами, так как именно эта организация сделала немало для того, чтобы украинская героиня оказалась на свободе.
Полозов подчеркнул, что не может сказать каким образом будет происходить общение Савченко с представителями российской делегации, если последняя осмелится вернутся в ПАСЕ. По его словам, Савченко всегда отличалась прямотой и, вероятнее всего, не будет скрывать собственные эмоции при встрече с россиянами. Он указывает, что, став политическим деятелем, Савченко придется быстро обучаться многим премудростям непосредственно в процессе работы. Однако он считает, что она весьма талантлива и все у нее получится.
В этой связи господин Полозов вспомнил, как именно Савченко давала присягу после того, как стала членом украинского законодательного органа. При этом он присутствовал лично вместе со своим коллегой Фейгиным. Она зачитала текст присяги и подписала соответствующие документы, которые впоследствии были переправлены в Киев. По его словам, это произошло еще в Воронежском следственном изоляторе сразу после внеочередных парламентских выборов. Вскоре ее перевели в российскую столицу.
Путину не надо придумывать оправдание – российский обыватель поверить всему, что скажут с экранов телевизоров.
По мнению другого защитника Савченко, Марка Фейгина, российские власти вообще не особо задумывались над тем, как организовать прикрытие процесса передачи украинской деятельницы. Все, что было сделано, неубедительно и является халтурой. Он полагает, в частности, что стабильность путинского режима сейчас обеспечивает исключительно зазомбированность российского обывателя, которого круглосуточно обрабатывают лживые и циничные пропагандистские государственные ресурсы. В настоящее время граждане России готовы поверить любому бреду, который им показывают, отмечает господин Фейгин. В самом страшном случае недовольные обменом Савченко на российских граждан, осужденных в Украине, могут возмущаться в социальных сетях, но не более.
Никто больше не посмеет упрекать Путина в том, что он отдал Савченко Киеву, уверен господин Фейгин. Нынешний кремлевский режим не интересуется тем, что думает простой народ. Это обусловлено одним простым обстоятельством – в РФ нет даже зачатков гражданского общества, в отличие от Украины. Все решения принимаются в Кремле, удел остальных - их исполнять, полагает адвокат. Однако он признает, что, отпустив Савченко, Путин поступил разумно.
На вопрос о том, для чего Путину понадобилось реализовывать такой сложный сценарий, предполагающий участие жен погибших российских журналистов и Медведчука, господин Фейгин ответил – это было необходимо, чтобы максимально обелить режим и создать ложное представление у граждан РФ. Для того чтобы снять с себя ответственность за провал, Путин придумал сценарий, по которому жены погибших журналистов, поддавшись на уговоры Медведчука, обратились к российскому президенту с ходатайством о помиловании Савченко. Все это не более чем пиар, указывает Фейгин. Медведчук же заинтересован в том, чтобы его репутация в Украине определенным образом очистилась, так как здесь он имеет немаленькие деловые интересы.
Как полагает господин Фейгин, то обстоятельство, что Ерофеева и Александрова не встречали в аэропорту толпы людей и масса телерепортеров, говорит об отсутствии гражданского общества в РФ и о сложившемся стереотипе, согласно которому пленный воспринимается негативно.
Говоря о процессе переговоров об обмене Савченко, господин Фейгин уверил, что не имеет право разглашать всю известную ему информацию. Он указал только, что для получения согласия от Кремля Киеву пришлось согласится на ряд условий. Однако он подчеркнул, что украинские власти в перспективе должны вести политику с Россией намного жестче, чем сейчас.